Беззазорная зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик о>983360 (б1) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 0%1278 (21)2693442/25-28
f$q) М Ку 3
F 16 Н 55/24 с присоединением заявки ¹вЂ”
Государстиеииый «омитет
СССР по делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет— (%3) УДК 6 21. 831 (088. 8) Опубликовано 2З.12.82. Бюллетень ¹47
Дата опубликования описания 233.2.82 (72) Авторы изобретения
В.A. Петухов, Б.М. Флисфедер и Н.И. Шт
Одесское специальное конструкторское б прецизионных станков (71) Заявитель
1 (54) БЕЗЗАЗОРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машино.строению и может быть использовано в зубчатых передачах с выборкой зазоров в зацеплении.
Известны зубчатые передачи, содержащие составное колесо, Выполнен- ное иэ двух .частей» одна нз которых жестко установлена на валу, а другая — подвижно и- нагружена крутящим моментом, создаваемым пружиной, втулкой, скошенными кулачками и.шариком между последними (1).
Недостатками известных зубчатых передач являются нвличие трения сколь- жения поверхйостей сопряжения и их повышенный износ.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является безэазорная зубчатая передача, содержащая вал, зубчатое колесо, состоящее из двух частей, одна иэ которых жестко свя» эана с валом, а другая установлена на валу или на первой части с возмож;ностью поворота вокруг оси и имеет торцовые кулачки, втулку с кулачками, взаийодействующими с кулачками части колеса,и регулировочное устройство.
Втулка установлена с возможностью пе ремещения относительного вала и центрирована на нем (2).
Недостатками известной передачи являются невысокая надежность и плавность работы ввиду возможных перекосов и эадиров наружной поверхности вала. целью изобретения является повышение надежности и плавности работы.
Укаэанная цель достигается тем, что в безэазорной зубчатой передаче, содержащей вал, зубчатое колесо, состоящее из двух частей, одна иэ кото15 .рых жестко связана с валом, а другая установлена на валу или на первой части с возможностью поворота вокруг оси и имеет торцовые кулачки, втулку с кулачками, взаимодействующими с ку-. лачками части-колеса, и регулировочное устройство, жестко связанная с валом часть колеса снабжена торцовыми кулачками, взаимодействующими с кулачками втулки, а последняя раз25 мешена с возможностью самоустановки по кулачкам частей колеса.
На фиг. 1 изображена передача, общий вид, разрезу на фиг. 2разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 330 разрез Б-Б на фиг. 2.
983360
На валу 1 закреплена неподвижная часть 2 колеса. На его ступице на шариках 3 и 4, образующих совместно с сепаратором 5 торцовую и радиальную опоры качения, установлена подвижная часть 6 колеса. Обе части 2 и 6 зацепляются с зубчатым колесом 7 передачи и имеют на торцах по три скошенных кулачка, соответственно 8 и 9. C кулачками 8 и 9 через шарики
10 (фиг. 2) контактируют скошенные кулачки 11, выполненные на втулке 12.
Со стороны, противоположной кулачкам 11, втулка 12 контактирует с пружинами 13, усилие которых отрегулировано прн помощи гайки 14. Гайка
14. совместно с пружинами 13 представ- 15 ляет собой регулировочное устрой- ство.
Для исключения трения между валом
1 и пружинами 13, последние по внутреннему.диаметру центрируются коль- 20 цевыми выступами, выполненными на втулке 12 и гайке 14. Между втулкой
12 и валом 1 предусмотрен гарантированный зазор.
Шарики 10 предохранены от выпада- 25 ния защитными кольцами 15 и 16, закрепленными на втулке 12, при этом кольцо 16 установлено в кольцевой проточке, выполненной на кулачках
11 втулки .12 ° 30
Минимальное количество скошенных кулачков.11 на втулке 12 равно трем, что в сочетании с гарантированным зазором между нею и валом 1, обеспечивает самоустановку втулки 12 на шариках 10, исключая тем самым трение о вал 1.
Передача работает следующим образом.
При вращении колеса 7 вращаются 4О находящиеся с ним в зацеплении части
2 и 6 другого колеса. При этом под действием пружин 13 кулачки 11 втулки 12 через шарики 10 расклинивают кулачки 8 и 9 частей 2 и 6 колеса относительно неподвижной части,2, 45 выбирая тем саум зазор между зубь.ями колеса.
Во время работы передачи имеет место постоянное покачивание подвижной части 6 колеса из-за колебаний 50 толщины зубьев, входящих в зацепление. При этом в случае входа в зацепление утоненных зубьев, поворот подвижной .части б осуществляетоя под действием пружин 13 в сторону, 5$ соответствующую выборке зазора.
В случае входа в зацепление утолщенных зубьев,.поворот подвижной части б осуществляется под действием . расклинивающего эффекта вошедших в зацепление зубьев, при этом пружина 13 сжимается.
При работе передачи одновременно с покачиванием подвижной части 6 колеса, втулка 12 совершает постоянные возвратно-поступательные движения вдоль оси вала 1 и покачивания вокруг оси, непрерывно самоустаназли; ваясь своими кулачками 11 по кулачкам 8 и 9 частей 2 и 6 колеса.
Возвратно-поступательное осевое. перемещение втулки 12 исключает необходимость этого перемещения для подвижной части колеса, последняя совершает только покачивание.
Высокая долговечность, чувствительность и плавность работы передачи, а также повышение ее КПД обеспечивается за счет того, что в передаче отсутствует осевое:перемещение подвижной части колеса, исклю- чающее осевое скольжение его зубьев о зубья колеса 7, а также за счет замены во всех беэ исключения подвижных Соединениях передачи трения скольжения трением качения. Последнее достигается установкой шариков не только между взаимодействующими кулачками, но и в торцовом и радиальном зазорах между подвижной и неподвижной частями колеса. Трение же пружин
13 и втулки 12 о вал 1 вообще отсутствует из-за самоустановки втулки
12 и центрирования по ней пружин 13.
В предлагаемой передаче -повышается долговечность передачи и КПД, а также плавность передачи, характеризуемая стабильностью передаваемого передачей крутящего момента.
Формула изобретения
Безэазорная зубчатая передача, содержащая вал, зубчатое Колесо, состоящее из двух частей, одна из которых жестко связана с валом, а другая установлена на валу или на первой части с возможностью поворота вокруг оси и имеет торцовые кулачки, втулку с кулачками, взаимодействующими с кулачками части колеса, и регулировочное устройство, о т л ич а ю щ а я с я тем,.что, с целью повышения надежностй и плавности работы, жестко связанная с валом часть колеса снабжена торцовыми кулачками, взаимодействующими с кулачками втулки, а последняя размещена с:возможностью самоустановки по кулачкам частей колеса.
Источники инфОрмации, принятые 0о внимание пци экспертизе
1. АвтОрское свидетельство СССР
Р 359459, кл. F 16 Н 55/18, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР .
Р 750196, кл. F 16 Н 55/24, 1978 (прототип).
983360
Составитель Ь..Верховский
Техред О.Неце . Еорректор Н. Буряк
Редактор Г..ус
Тираж 990
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж»35; Рауюаская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ 9874/41
Филиал ППП "Патент" г. Ужгород, ул. Проектная, 4