Устройство для управления электромагнитным приводом рулевой машины судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i»983658

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналнстнческнх

Республнк (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 18.12.78(2! ) 2700658/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 23.1 2.82 Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 25.12.82 (51)М. Кл.

%05 3/10

Гееудеротееииый комитет

СССР ао делен изобретений и открытий (53) УД К62-528. .8 (088.8) (72) Авторы изобретения л.. а . уцф а и Б. Н.Юшкевич

E 1

I (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ

ПРИВОДОМ РУЛЕВОЙ МАШИНЫ СУДНА

Изобретение относится к устройствам дистанционного управления, а именно к управлению рулевой машины судна.

Известна система управления рулевой машины судна, в которой воздействие на электромагниты клапана насоса рулевой машины осуществляется с помощью штурвала, механически связанного с конечными выключателями питания электро-. магнитов 1 3.

Недостатком системы является наличие электрических контактов, которые снижают надежность работы системы управления.

Наиболее близким по технической сущ-, ности и достигаемому эффекту является устройство для управления электромат нитным приводом рулевой машины, содержащее штурвал, механически связанный с ротором сельсина, роторная обмотка ко- о торого соединена с источником напряжения переменного тока, а статорная обмотка соединена со статорной обмоткой второго сельсина, ротор которого механичес

2 ки связан с румпелем рулевой машины, роторная обмотка второго сельсина соеди нена с входом блока коммутации, состоя- щим из фазочувствительного выпрямителя и двух фазочувствительных пороговых эле ментов, выходы которых соединены с вхо дами двух усилителей мощности, нагруженных на два электромагнита привода рулевой машины, причем питание блока коммутации и усилителей мощности осуществляется от отдельного источника 2 .

Недостатком устройства является сложность выполнения блока коммутации и наличие отдельного источника питания указанного блока и усилителей мощности

Цель изобретения — упрощение схемы устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для управления электромат нитным приводом рулевой машины судна, содержащем штурвал, механически связанный с ротором сельсина, роторная обмотка которого соединена с источником напряжения переменного тока, два усили3 8 теля мощности, к выходам которых подключены электромагниты привода, а к уцравляюшим входам подключен блок ком-, мутации усилителей, усилители мощности выполнены на двух тиристорах, противофаз но подключенных к истачнику напряжения переменного тока, а коммутирующий блок выполнен в виде последовательно соединенных порогового элемента и первичной обмотки импульсного трансформатора, причем вход 10 ,хоммутирЯющего блока соединен со статорной обмоткой сельсина, а вторичные обмотки импульсного трансформатора соединены с управляющими входами тиристоров.

На чертеже приказана схема устройства для управления электромагнитным приводом. рулевой машины судна.

Устройство содержит штурвал,1, меха,« нически связанный с ротором 2 сельсина

3, роторная обмотка 4 которого соединена с источником 5 напряжения переменного тока, а статорная обмотка 6с первичной обмоткой импульсного трансформатора 7 через пороговый элемент 8, вторичные обмотки импульсного трансформатора 7 через диоды 9 и 10 - с управляющими входами тиристоров 11 и

12, противофазно соединенных с источником 5 напряжения переменного тока через электромагнитные приводы 13 и .

14, которые механически связаны с рулевой машиной судна 15.

Устройство для управления электромагнитным приводом рулевой машины судна работает следующим образом.

При нейтральном положении штурвала

1 и связанного с ним ротора 2 сельсина

3 на его статорной обмотке 6 напряжение равно нулю, пороговый элемент 8 не включен, вследствие этого на вторичных обмотках импульсного трансформатора 7

40 напряжение равно нулю, тиристоры 11 и

12 закрыты, а электромагнитные приводы

13 и 14 обесточены.

При повороте штурвала 1 и связанного с ним ротора 2 сельсина 3 на его статорной обмотке 6 выделяется напряжение с амплитудай, пропорциональной углу поворота штурвала 1 и с фазой относительно роторной обмотки 4, определяемой направлением вращения штурвала 1 .

Когда амплитуда напряжения на статорной обмотке 6 сельсина превысит напряжение включения порогового элемента

8, он откроется, через первичную обмот ку импульсного трансформатора 7 пройдет 5 импульс тока, на вторичных обмотках импульсного трансформатора 7 выделят» ся импульсы напряжения, один из которых

М 4 откроет тиристор 11 или 12 в зависимости от того, к которому из них в данный момент приложено прямое напряжение

or источника 5. При этом включится либо электромагнитный привод 13, либо 14, в зависимости от направления вращения ! штурвала 1, причем приводы 13 и 14 питаются однополупериодным напряже нием соответствующей полярности.

При смене полярности напряжения на статорной обмотке 6 сельсина 3 порогвый элемент 8 выключается. При постут лении напряжения соответствующей полярности со статорной обмотки 6 сельси на 3 цикл включения порогового элемента 8, а затем и тиристоров 1 1 или 1 2 повторяется вновь.

Выполнение усилителей мощности на тиристорах, противофазно включенных к источнику напряжения переменного тока, к которому подключена и роторная обмотка сельсина, управляемого штурвалом, а также выполнение блока коммутации тиристоров на импульсном трансформаторе, первичная обмотка которого подключена к статорной обмотке сельсина через пороговый элемент, позволяет упростить электрическую схему устройства для управления электромагнитным приводом рулевой машины судна, а именно исключить один пороговый элемент, а также отдельный источник питания усилителей мощности и блока коммутации, что, в свою очередь, приводит к повышению надежности устройства.

Формула изобретения

Устройство для управления электромагнитным приводом рулевой машины судна, содержащее штурвал, механически . связанный с ротором сельсина, роторная обмотка которого соединена с источником напряжения переменного тока, два усилителя мощности, к выходам которых подключены электромагниты привода, а к управляющим входам подключен блок коммутации усилителей, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения схемы, усилители мощности выполнены на двух тиристорах, противофазно подключенных к источнику напряжения переменного тока, а коммутирующий блок выполнен в виде последовательно соединенных порогового элемента и первичной обмотки импульсного трансформатора, причем вход коммутирующего блока соединен со статорной обмоткой сельсина, а вторичные

5 983 5@ 6 обмотки импульсного трансформатора сое- 1. Автоматиэапия производства и нрэдинены с управляющими входами тирио- мышленная электроника. М., Сов. енанклоторов. педия, 1965, т. 4, с. 161-162.

Источники информапии, 2. Каталог фирмы AEG, система Се принятые во внимание при експертизе .g цнцч1с, 20.03Л8.

Составитель И, Козлов

Редактор A. Козориз Техред Л.Пекарь Корректор Г. Рещетник.

Заказ 9921/56 Тираж 914 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4