Датчик числа оборотов и ускорения вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 1983659
Союэ Севетскиа
Социалистические
Ресттублик
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.07.81 (2! ) 331 3559/1 8-24 с присоединением заявки № (51)M. Кл.
+ 05 33 1 3/1 4
Геаударстоеааыб комитет
СССР во делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Ф (53) УД К 621.316. .718 (088;8) Опубликовано 23.12 82 Бюллетень №47
Дата опубликования описания 25.12.82, H. Н. Тюфякин и Н. Е. Михалев (72) Авторы изобретения
Липецкий политехнический институт (7!) Заявитель (54) ДАТЧИК ЧИСЛА ОБОРОТОВ И УСКОРЕНИЯ ВАЛА
Изобретение относится к автрматическому регулированию н может быть иопользовано в двигателях внутреннего сгора нине ,Известен датчик числа оборотов и ус корения вала регулятора топливного на5 соса дизельного двигателя, содержащий приводной вал с жестко установленной на нем крестовиной, подвижной в осевом направлении фигурной тарелкой и с возмож10 ностью свободного вращения маховиком.
Между маховиком и тарелкой расположены грузики в виде шаров. Импульсы по скорости и ускорению для таких чувствительных алементов оказываются взанмосвя15 занн;ыми 1. 1 1 °
Наиболее близким к изобретению техническим решением является датчик числа оборотов и ускорения вала регулятора го топливного насоса дизельного двигателя, содержащий приводной вал с установленными на нем жестко фланцем и подвижно ступицей и соединенными с помощью уп2 ругой связи качающиеся грузики,шарнирно связанные со ступицей.
С целью обеспечения независимости получаемых импульсов по скорости и уа» корению плоскость соприкосновения фланца со ступицей расположена под углом к оси вала, а оси качания грузиков параллельны плоскости вращения (2).
Недостатком известного датчика явля»
Ф ется то, что он может выдавать импуль» сы по ускорению в период пуска двигате ля, кроМе того, получаемые импульсы по ускорению имеют один и тот же знак, т.е. при изменении направления углового уо корения направление цмпульса остается неизменным, что не способствует точной регулировке топливного насоса.
Цель изобретения — повышение надеж ности датчика.
Поставленная цель достигается тем, что в датчике числа оборотов и ускоре ния вала, содержащем ступицу, установленную на валу и соединенную с ним упругой связью, и центробежные грузы, 3 ОАЗИС установленные .с возможностью контакта с пластиной, связанной с регулирующим устройством, ступица соединена с валом через рааьбовое соединение, а центробежные грузы установлены в выполненных в ступице радиальных пазах и в кольцевой проточке, выполненной на валу.
На чертеже показана конструктивная схема датчика числа оборотов и ускоре ния вала. 1О
Датчик содержит вал 1 с жестко закрепленным на нем фланцем 2, ступицу
3, установленную на валу при помощи резьбового соединения 4 и соединенную упругой связью 5 с фланцем 2- В пазах ступицы свободно располагаются грузы 6, которые вставлены в проточку 7, и пласти на 8, которая установлена нод углом к оси вала и воспринимает от грузиков и передает импульсы по скорости и ускоре- щ нию на регулирующее устройство.
Датчик работает следующим образом.
При малых оборотах вала 1 грузы 6 вставлены в проточку 7 и фиксируют ступицу от осевого перемещения. При дости- д женин определенного числа оборотов грузы под действием центробежных сил выходят из проточки и, воздействуя на пластину 8, дают на регулирующее устройство импульс по скорости. При наличии ускоре- щ ния ступица 3 перемещается по резьбе 4 и дает импульс по ускорению, причем знак импульса меняется в зависимости от направления ускорения. Вращение от вала 1 к ступице 3 передается через уп- з ругую связь 5. Степень воздействия чувЮ 4 ствитдльного элемента Можно изменить как величиной момента инерции ступицы с грузами, так и величиной угла подъема витков резьбового соединения 4.
Применения двухимпульсного чувствительного элемента позволят улучшить динамические показатели системы регулирования и повысить устойчивость работы двигателя.
Формула изобретения
Датчик числа оборотов и ускорения вала, содержащий ступицу, установленную на валу: и соединенную с ним упругой связью, и центробежные грузы, установленные с возможностью контакта с плаотиной, связанной с регулируюшим устройством, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что„с целью повышения надежности датчика, ступица соединена с валом, через резьбовое соединение, а центробежные грузы установлены в выполненных в ступице радиальных пазах и в кольцевой проточке, выполненной на валу.
Источники. информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Настенко Н, Н. и др. Регуляторы тракторных и комбайновых двигателей.
М., Машиностроение", 1965, с. 34-42, фиг. 10.
2. Авторское свидетельство СССР
% 675407, кл. С 05 0 13/14, 1978 (прототип).
Составитель Н. Гондаксазова
Редактор А. Козориз Техред Л.Пекарь Корректор А. Ференц
Заказ 9921/56 Тираж 914 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4