Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<и>983900 (61) Дополнителькое к авт. свид-ву (22) Заявлено 100481 (21) 3270959/24-07

Р М gj з

Н 02 К 1/20

Н 02 К 5/04

Н 02 К 9/08 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 231232. Бюллетень М 47 (33) УДК 621. 313. .713(688.8) Дата опубликования описания 231232

И.П. Копылов, В.Н. Пашков, A.K. Федюшкин и A.È. Яковлев ь,1 -ч (72) Авторы изобретения

Р

Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электро- технике, в частности к конструкции асинхронных электродвигателей малой и средней мощности с беэотходной ,или малоотходной технологией их из готовления.

Известна электрическая машина, в которой закрытые электродвигатели переменного тока обычно изготавливаются с оребренным обдуваемым корпусом (12.

В такой конструкции тепло от потерь в спинке сердечника статора передается к корпусу через контактный зазор, в котором имеется значительный перепад температуры, что ухудшает тепловое состояние двигателей.

Для устранения этого недостатка в ряде конструкций применен непосредственный обдув спинки сердечника охлаждающим воздухом. Однако такая схема способствует улучшению теплопередачи только в зоне спинки статора и не затрагивает лобовые части обмоток, где наблюдается повышенный по сравнению с пазовой частью нагрев обмоток.

Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина, содержащая щиты с наружными ребрами охлаждения, корпус, сердечник статора с составной зубчатой зоной и спинкой, и капсулированную обмотку f.2 3.

Недостатками такой электромашины являются слабая теплопередача от пазовой части обмотки к сердечнику и перепад температуры между шихтованными зубцами и прессованной частью сердечника в пазовой части..

Цель изобретения — улучшение охлаждения закрытой обдуваемой электромашины при снцжении материалоемкости.

Указанная цель достигается тем, что над пазами эубцовой эоны сердечника расположены аксиальные вентиляционные каналы, щиты имеют окна, дополнительные расположенные на внутренней поверхности ребра охлаждения, между которыми образованы каналы, сообщающиеся с указанными окнами и аксиальными вентиляционными каналами сердечника, и выступы с: кольцевыми выточками, заполненными герметиком для уплотнения внутренней полости машины, а лобовые части капсулированной обмотки расположены между внутренними ребрами охлаждения н выступами. щитов.

983900

Прн этом спинка сердечника выполнена с размещенными на внутренней поверхности ребрами, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.

Причем зубцовая зона выполнена в виде продольно шихтованных зубцов, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.

На фиг. 1 показана предлагаемая машина, продольный разрез; на фиг.2— то же, поперечный разрез; на фиг.3 вариант устройства.

Электромашина включает прессованную, например, из отходов электромеханической стали, смешанных с железным порошком и связкой, спинку 1, внутри которой расположены продольношихтованные зубцы 2 из электротехнической стали и пазы с обмоткой 3. Обмотка 3 статора закапсулирована теп- 20 лопроводящим составом 4 и на торцах лобовых частей обмоток с помощью выточек 5, заполненных герметиком на щите 6, уплотняет внутреннюю полость электромашины. К лобовым час- 25 тям обмоток (к теплопроводящему составу) плотно прижаты внутренние ребра 7 охлаждения, которые соединены со щитами 6 и наружными ребрами

8 охлаждения. Вентиляционные каналы, ЗО образованные между ребрами 7 и окнами в щитах 9 сообщаются с каналами

10 между внутренней поверхностью спинки 1 и зубцовой зоны 2 и 3.

Цругим вариантом выполнения венти- у ляционных каналов 10 являются каналы между продольно шихтованными зубцами 2, гладкой внутренней поверхностью спинки 1 -статора и интегральной изоляционной крьаикой 11, перекрывающей обмотки 3 в пазах статора.

Охлаждение электродвигателя осуществляется следующим образом.

Воздух с помощью вентилятора 12 нагнетается в окна щита 9 и по каналам между ребрами 7 поступает в ка45 капы 10 и затем в каналы между ребрами 7 на выходе, откуда,.отобрав тепло от активных частей, покидает электродвигатель (показано стрелка-...,.:. ми) . -- 50

Преимуществом такой системы охлаждения для двигателя, изготовленного по безотходной или малоотходной технологии, является эффективность отвода тепловых потерь непосредственно,„"55 из русла их возникновения. Тепловые потери в спинке статора частично от» : водятся через наружную гладкую (или слегка оребренную) поверхность и в каналы 10. Это обеспечивает снижение перепада температуры на 20-30 С.

Экономический эффект от внедрения предложенного устройства образуется за счет повышения надежности и ресурса двигателя от резкого снижения температуры обмоток статора (в среднем на 20-25 С). Экспертная оценка показывает, что удается увеличить ресурс двигателя в 1,4 раза,что при планируемом выпуске двигателей

600000 шт. в год и стоимости одного двигателя 22 руб. 50 коп. обеспечит экономический эффект в размере

600000 22,5. 0,4 = 5400 тыс. руб.

Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая щиты с наружными ребрами охлаждения, сердечник статора с составной зубцовой зоной и спинкой, и капсулированную обмотку, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью улучшеHHR охлаждения, над пазами зубцовой зоны сердечника расположены аксиальные вентиляционные каналы, щиты имеют окна, дополнительные расположенные на внутренней поверхности ребра охлаждения, между которыми образованы каналы, сообщающиеся с указанными окнами и аксиальными вентиляционными каналами сердечника, и выступы с кольцевыми выточками, заполненными герметиком для уплотнения внутренней полости машины, а лобовые части капсулированной обмотки расположены между внутренними ребрами охлаждения и выступами щитов.

2. Машина по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что спинка сердечника выполнена с размещенными на внутренней поверхности ребрами, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.

3. Машина по п. 1, отличающ а я с я тем, что зубцовая зона выполнена в виде продольно шихтованных зубцов, между которыми расположены указанные аксиальные вентиляционные каналы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2811807/07, кл. Н 02 К 9/20, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР

9 762904, кл. Н 02 K 1/20, 1975.