Способ изготовления магнитопровода электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскин
Социалистическин
Республик iii 983914
/
« (61) Дополнительное к авт. с вид-ву (22)За"алеко 17.06.81 (21) 3304560/24-07 с присоединением заявки ЭЙ (23) Приоритет (З1)М. Кл.
H 02 К 15/02 фкудоротинный квинтет
СССР
40 авлаи нзабретеннй н открытнй
Опубликовано 23.12.82.Бюллетень № 47
Дата опубликования описания23 . 1 2 . 82 (53) УДК 621 ° 313 ° . 4 (088. 8) Н.И.Леонов, Ю.Г.Ивченко, В.Ф.Сазонов, Л. .Петров,,..
В.И.Иняшкин, А.Б.Успенский, Э.А.Степанян (72) Авторы изобретения
Э.А.Степанян и В.А.Куликов
Московский завод автотракторного электр о руфей :::» (7I ) Заявитель
АТЭ-1 (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ ярмом Р21.
Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электрической промышленности при изготовлении магнитопроводов.
Известен способ изготовления маг5 нитопровода электрической машины, включающий изготовление яриа и зубцовой зоны из витой ленты с предварительно вырубленными пазами 1).
Недостатком способа является сложная технология изготовления зубцовой зоны с пазами в связи с необходимостью намотки ленты переменного сечения на ребро.
Известен также способ изготовления магнитопровода электрической машины, включающий изготовление яриа зубцовой зоны с пазами из полосы . щ гофрированиеи поперек полосы и калибррвку зубцовой зоны с пазами со стороны соединения эубцовой эоны с
Недостатком способа является сложная технология изготовления зубцовой зоны из-за того, что толщина полосы, идущей на изготовление зубцов с пазаии, может изменяться на величину, допустимую соответствующими техническими условиями или
ГОСТ-ом. А так как толщина полосы определяет геометрические размеры магнитопровода, а именно высоту зубцовой зоны, появляется необходимость калибровки изготовленной зубцовой зоны со сторойы воздушного зазора или со стороны соединения с ярмом.
Наиболее близкии по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления магнитопровода электрической машины, включающий изготовление ярма и зубцовой зоны путем гофрирования полосы шириной, равной высоте зубовой зоны, с образованием переходйых участков
983914
3 в местах, соответствующих пазам магнитопровода, .и расположением гофр так, что высота ребра соответствует длине магнитопровода, а длина ребра соответствувт высоте зубца, сворачивание гофрированной зубцовой зоны в кольцо, скрепление, изолиро, вание пазовой части зубцовой зоны, размещение в пазах обмотки и уста1 новку ярма (3 ).
Однако изготовление переходных участков в этом способе производят путем охватывания полосой два соседних слоя гофра с наружной стороны до совмещения плоскостей полосы с образованием 15ебра перегиба, рас положенного под углом .45, что усложняет технологию изготовления и создает возможность повреждения изоляции обмоток ребром перегиба.
Целью изобретения является повышение качества изготавливаемых изделий за счет исключения повреждения изоляции обмотки и упрощение технологии.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления магнитопровода перед гофрированием полосы по ширине полосы выполняют . парные прорези с образованием перемычек, причем расстояние между прорезями в паре равно ширине паза, расстояние между парами прорезей равно длине полосы для образования гофрированного зубца, а участок полосы между одной парой прорезей отгибают за.пределы магнитопровода.
Кроме того, после установки ярма отогнутую часть полосы закрепляют на ярме.
При этом зубцовую зону выполняют из двух полос, а гофры располагают так, что перемычки с отклоненными частями полосы образуют торцовые участки одного паза.
На фиг.11 изображена полоса с парными прорезями; на фиг.2 — гофрированная полоса; на фиг.3 - участок гофрированной зубцовой зоны; на фиг.4 - участок гофрированной зубцовой зоны, вид сверху фиг.3; на фиг.5 - участок гофрированной зубцовой зоны, вид сбоку фиг.3; на фиг.б - вариант расположения отогнутых частей полосы; на фиг.7 - зубцовая зона, вид сверху фиг.б;,на фиг.8. гофрированная зубцовая зона, выполненная из двух полос; на фиг.9 - зубф цовая зона, вид сверху фиг.8; на фиг.10 — вариант гофрирования полосы;.на фиг.11 — магнитопровод электрической машины; на фиг.12 — магни5 топрОвод, вид сбОку фиг.11.
Изготовление магнитопровода электрической машины осуществляется в сле" дующей последовательности.
Берут полосу 1 электротехнической
1О стали шириной, равной высоте зубцов<и зоны, и по ширине полосы 1 выполняют парные прорези 2 с образованием перемычек 3, причем расстояние с! между прорезями 2 в паре равно
15 ширине паза, а расстояние b между парами прорезей равно длине полосы для образования гофрированного зубца. Полосу l гофрируют (йиг.2) с образованием переходных участков 4, 20 в местах, соответствующих пазам магнитопровода. Расположение переходного участка 4 соответствует расположению участка 5 между одной парой прорезей 2. Гофры 6 располагают у5 таким образом, что высота ребра соответствует длине магнитопровода, а длина ребра соответствует высоте зубца. Затем участок 5 полосы 1 между одной парой прорезей 2 отгибают за
511 пределы магнитопровода (фиг.3-5).
Угол отклонения в зависимости от конструкции электрической машины и способа соединения ярма с зубцовой зоной может изменяться от 60 до 180 . о
Отогнутые участки 5 зубцовой зоны могут располагаться в шахматном порядке (Фиг.3-5), в одну сторону фиг.б и 7), например, в сторону ярма, а также зубцовую зону можно выполнять из двух полос 7 и 8. При этом гофры 9 и 10 располагают друг между другом так, что перемычки с отклоненными частями полос 7 и 8 образуют торцовые участки одного паза.
Для исключения возможности повреждения изоляции обмотки гофрированные зубцы. фиг.10) образуют плавным увеличением длины гофра к середине зубца и плавным снижениемк краю зубца. Затем гофрированную зубцовую зону собирают на круглую оправку так, что перемычки 3 с отогнутыми участками полосы расположены по наружной поверхности зубцовой зоны.
При необходимости производят креп" ление начала и конца гофрированной
5 . — 9 зубцовой зоны. Производят изолировку пазов и укладку обмотки 11. Производят установку ярма 12 магнитопровода (фиг.11 и 12) . При необходимости производят дополнительное крепление ярма 12 и зубцовой зоны с помощью отогнутых участков 5 полосы.Изолировку и укладку обмотки можно выполнять после сборки ярма с зубцовой зоной. При этом возможно дополнительное крепление их между собой, например с помощью сварки.
Изобретение позволяет повысить качество изготавливаемых изделий за счет исключения повреждения изоля". ции обмотки и упрощения технологии.
Формула изобретения
1. Способ изготовления магнитопровода электрической машины, вклю- чающий изготовление ярма и зубцовой зоны путем,гофрирования полосы шириной, равной высоте зубцовой зоны, с ооразованием переходных участков в местах, соответствующих пазам магнитопровода, и расположением гофр так, что высота ребра соотствует длине магнитопровода, а длина ребра соответствует высоте-зубца, сворачивание гофрированной зубцовой зоны в кольцо, скрепление, изолирование пазовой части зубцовой зоны, 83914 6 размещение в пазах обмотки и уста I
М новку ярма, о т л и ч а ю щ и ис я тем, что, с целью. повышения качества изготавливаемых изделий
s за счет исключения повреждения изо-,. ляции обмотки и упрощения техноло" гии, перед гофрированием полосы по ширине полосы выполняют парные прорези а образованием перемычек, прйчем расстояние между прорезями в паре равно ширине паза, расстояние между парами. прорезей равно длине полосы для образования гофрированного зубца, а участок полосы между одной па. рой прорезей отгибают за пределы магнитопровода.
2. Способ по и.1, .о т л и ч а юшийся тем, что после установки ярма отогнутую часть полосы закреп20 ляют на ярме.
3. Способ по п.1, о т л и ч,а юшийся тем, что зубцовую зону выполняют из двух полос, а гофры располагают так, что пЕремычки с откло25 ненными частями полосы образуют тор цовые участки одного паза °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Швейцарии 11 428913, зо кл. Н 02 К 1/06, 1966.
2, Авторское свидетельство СССР
11 584392, кл. k 02 K 1/96, l977.
3. Авторское. свидетельство СССР по заявке И 2911845, 1980.