Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик р>983953 (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22. 04. 81(23) 3278738/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 23.12,82. Бюллетень ¹ 47 (31) М. Кл.з
Н 02 Р 5/06
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 316. .»8.5(Î88.8) Дата опубликования описания 231282 (72) Авторы изобретения
Ъ
I
Ъ /
Сибирский ордена Трудового Красного Знамени металлургический институт им. С. Орджоникидзе и Западно-Сибирский ордена .Ленина металлургический завод им.50-летия Великого Октября (71) Заявители.(54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, Изобретение относится к электротехнике, в частности, к автоматизиро ванному электроприводу постоянного тока с двухзонным,регулированием.
Известен электропривод постоянного тока по системе вентильный преобразователь — электродвигатель с двухзонным регулированием скорости (1 ).
Недостатком этого электропривода является невысокая надежность и неудовлетворительные характеристики в переходных режимах.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель постоянного. тока, якорная обмотка которого соединена через тиристорный преобразователь с регулятором, нелинейное звено, последовательно соединенные датчик . ЭДС электродвигателя, регулятор ЭДС, регулятор тока возбуждения, тиристорный преобразователь тока возбуждения, подключенный к обмотке возбуждения электродвигателя, второй вход регулятора тока возбуждения соединен с датчиком тока возбуждения р 2).
Недостатком известного электропривода является недостаточно полное использование мощности электропривода, 2 е связанное с нестабильностью тока возбуждения при.скоростях выше основной. Такое использование мощности электропривода приводит к понижению его КПД и коэффициента мощности.
Целью изобретения является улучшение энергетических показателей электропривода.
Поставленная цель достигается тем, что в электроприводе вход нелинейного звена соединен с входом регулятОра, а выход — с третьим входом регулятора тока возбуждения.
1 г
На чертеже приведена функциональная схема электропривода постоянного тока.
Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель постоянного О тока, якорная обмотка 1 которого соединена через тиристорный преобразователь 2 с регулятором 3, нелинейное звено 4, последовательно соединенные датчик 5 ЭДС электродвигателя, регулятор 6 ЭДС, регулятор 7 тока возбуждения тиристорный преобразователь 8
f тока возбуждения подключенный к обмотке 9 возбуждения электрОдвигателя,второй вход регулятора 7 соединен с
30 датчиком 1 0 тока воз буждення, вход нелинейного звена 4 соединен с входом
983953 регулятора 3, а выход — с третьим входом регулятора.7.
Параметры нелинейного звена 4 подбираются таким образом, чтобы при работе электропривода в зоне до основной скорости выходное напряжение не- 5 линейного звена 4 было равно нулю, а. при дальнейшем возрастании задающего напряжения увеличивалось.
Значение опорного напряжения на выходе регулятора 6 ЭДС должно нес- 10 колько превышать значение номинальной ЭДС электродвигателя, измеренное датчиком 5 ЭДС, Электропривод постоянного тока работает следующим образом. !5
В зоне скоростей до основной регулирование скорости электродвигателя осуществляется регулятором 3, управляющим тиристорным преобразователем 2 изменяя его напряжение поцаваемое на, якорную обмотку 1 электродвигателя.
Регулятор 6 ЭДС под давлением опорно- го напряжения находится в насыщенном состоянии, а регулятор 7 тока возбуждения в совокупности с датчиком 10 .тока возбуждения и тиристорным преобразователем 8 тока возбуждения обеспечивают стабилизацию тока возбуждения электродвигателя в обмотке 9 на уровне, заданном регулятором 6, и соответствующем номинальному значению.
Отработка возмущений по нагрузке осуществляется при неизменном токе возбуждения по цепи якоря электродвигателя с помощью оегулятооа 3.
В зоне скоростей выше основной осу- j5 ществляется стабилизация тока возбуждения, уровень которого теперь определяется разностью выходного сигнала регулятора 6 ЭДС (находящегося по-прежнему в насыщенном состоянии) 4Q и сигнала с выхода нелинейного звена
4. Отработка возмущений по нагрузке осуществляется аналогично.
При снятии задающего напряжения с входа электропривода и отсутствии нагрузки электродвигатель тормозится свободным выбегом. Ток возбуждения его стремится возрасти до номинального уровня, что вызывает рост ЭДС электродвигателя, и как только ЭДС, измеренная датчиком 5, становится более опорного напряжения, регулятор
6 ЭДС выходит из насыщения, а система управления полем электродвигателя начинает работать в режиме стабилизации ЭДС. Последнее предотвращает ее черезмерный рост, а торможение электродвигателя до основной скорости осуществляется при постоянной ЭДС лишь на несколько процентов превышающей номинальное значение.
Таким образом, за счет обеспечения постоянного тока возбуждения с помощью нелинейного элемента в зоне скоростей выше основной существенно облегчаются условия коммутации на коллекторе, что приводит к продлению срока службы электродвигателя, более полному использованию габаритной мощности электродвигателя и, следовательно, к повышению КПД и коэффициента мощности электропривода.
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, со держащий электродвигатель постоянного тока, якорная обмотка которого соединена через тиристорный преобразователь с регулятором. нелинейное звено, последовательно соединенные датчик ЭДС электродвигателя, регулятор ЭДС, регулятор тока возбуждения, тиристорный преобразователь тока возбуждения, подключенный к обмотке возбуждения электродвигателя, второй вход регулятора тока возбуждения соединен с датчиком тока возбуждения, о т л и ч а ю шийся тем. что, с целью (улучшения энергетических показателей электоопоивода . вход нелинейного звена соединен с входом регулятора. а выход — с третьим входом регулятора тока возбуждения.
Источники информации, поинятые во внимание IIDH экспеотизе
1. Лвтопское свидетельство СССР
9 388336, кл. Н 02, P 5/06. 1970.
2. Электоотехническая промышленность. Сер. "Электропривод".
Вып. 1(10), 1972, с. 3-6
983953
Составитель Ю. Воробьев
Редактор Л.Филиппова Техред A.Áàáèíåö Корректор M.Лемчик
Заказ 9951/71 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4