Глубоководное породозаборное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистическив

Республик (n)985202 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) 3аявлеио 16.03.81 (21) 3289827/29-03 с присоединением заявки HP— фИ) М.Кп.з

E 02 F 3/88

Е 02 Г 3/90

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет —. (Щ УДК 621. 879. 45 (088. В) Опубликовано 30.12.82. Бюллетень НР4 8

Дата опубликования описания 3 (11 232,\

""" " 3й, (Т.Г.Егорова и В.С.Шевцова

%., 1 (- Ж, 1Щ(.» р, - " Н

-. 6 1 1,,. i

" (\я(Московский ордена Трудового Красного

Знамени горный институт ": А, ф

{72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ГЛУБОКОВОДНОЕ ПОРОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО Изобретение относится к глубоководной добыче полезных ископаемых.

Известно глубоководное породозаборное устройство, закрепленное на судне буксиром, включающее ножи и черпаковую цепь. Оно представляет собой сани треугольной формы, выполненные .таким образом, что все конкреции собираются в одном месте, там, где установлен нижний барабан черпаковой цепи. На санях установлен насос и установка для предварительного размыва породы. Добычное устройство перемещается судном посредством каната, а забранные конкреции транспортируются на судно черпаковой цепьюЩ.

Недостатком этого устройства является то, что оно не может копировать рельеф местности, поэтому при широкой заходке возникают недоборы полезного ископаемого, а при вторичном попадании на площадь предыдущей эаходки — переборы пустой породы.

Кроме того, в этом устройстве нме(от-. ся дополнительные механизмы (насос, двигатель и др. ), уменьшающие надежность его работы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является глубоководное Породоэаборное устройство, уста= .новленное на транспортном средстве

5 и включающее йолый корпус с режущими элементами и колосниками н черпаковую цепь (2

Однако при движении цепи внутри коробов происходят удары черпаков

10 о короба. Во-вторых, при работе породбзаборного устройства черпаки не могут достаточно чисто убрать породу, происходит налипание ее на стенки коробов, а следовательно, может произойти эаклинивание цепи, что снижает надежность устройства.

Бель изобретения — повыаение эффективности работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в глубоководном породозаборном устройстве, установленном на транспортном средстве и включаю щем полый корпус с режущими элементами и колосниками и черпаковую цепь, корпус выполнен в видеМ-образной формы и состоит из отдельных центрального и боковых звеньев, связанных между собой соединением, .при этом центральное звено снабжено бараЗО баном черпаковой цепи, а соединения

985202 звеньев корпуса имеют степень свободы в вертикальной плоскости.

На фиг. 1 изображено глубоководное породоэаборное устройство с судно1< ; на фиг. 2 — то же, вид в пла-!

Не;.на фиг. 3 — короб, поперечный разрез; на фиг. 4 — то же, вид сзади; на фиг. 5 — то же, вид .спереди.

Глубоководное породоэаборное устройство выполнено в виде изогнутого пустотелого короба 1, собранно- 10 го иэ центрального звена 2 и звеньев

3, которые относительно друг друга могут перемещаться в вертикальной плоскости в местах соприкосновения фланцев 4. Для этой цели к одному )5 звену приваривается штырь 5, а во

<рланцах имеются прорези 6 для верти1<аЛЬНОГО Хода ЭВЕНЬ< В, ДЛЯ ТОгО< ЧТО бы звень I не имели горизонтального перемещения на штырь, с другОй стО- 2О

poHbl навинчиваются HctlIpHMep< две гайки 7. Звенья короба имеют продольную породоприемную прорезь 8, на нижней кромке которой установлен нож 9 и колосник 10. Внутрення поверхность всего короба футерована гибким слоем 11, например слоем иэносостойкой резины. Каждое звено с нерабочей стороны имеет лыжу 12.

B средней части установки на 30 центральном звене укреплена рама 13, на которой установлен обводной барабан 14 для черпаковоЙ цепи 15, состоящйй иэ тягового каната и черпаков.

Черпаковая цепь 15 подвешена на подводном судне 16 (на носу и корме).

Породозаборное устройство имеет также, поплавки 17 для стабилизации положения и соединено с судном буксиром 18. устройство работает следующим об- "О разом, При движении судна 16 по стрелке

Б породоэаборное устройство посредством буксиров начинает волочиться по дну. Одновременно с этим приводит- 45 ся в движение черпаковая цепь 15.

Пентральное звено 2 и звенья 3 изогнутого .короба l,начинают срезать породу ножами 9 и сортировать ее на колосниках 10. Забранная и отсортированная порода поступает через продольную породоприемную прорезь 8 внутрь короба 1 и перемещается от краев короба 1 к центральному звену 2 по принципу отвала. Внутри короб 1 футерован гибким слоем 11еэины 11, которая способствует лучшему перемещени1а срезанной .породы к центру. Когда порода собралась на днище центрального звена 2, черпаки цепи 15, обходя обводной барабан

14, установленный на раме 13, начинают наполняться породой, которая поднимается на судно 16, где и <:KJIB дируется.Так как короб 1 собран иэ звеньев 2 и 3, которые имеют вертикальное перемещение относительно друг друга, то породоэаборное устройство может копировать рельеф месторождения. Вертикальное переме-, щение осуществляется с помощью штыря 5, приваренного к одному иэ звеньев 3 и фланцев 4 (перемещение звеньев 2 и 3 происходит между фланцами), в которых имеются прорези 6.

Штырь 5 с другой стороны контрится двумя гайками 7, тем самым предотвращая горизонтальное смещение звеньев 2 и 3. Лыки 12 каждого звена

2 и 3 и поплавки 17 служат для стабилизации положения и соединены с судном буксиром 18.

Использование предлагаемого yci трбйства для добычи полезных ископаемых существенно повышает качество отработки месторождения, уменьшает недоборы полезного ископаемого и переборы пустой породы благодаря отсутствию папильонажных полос от каждого черпака и увеличению ширины заходки, достигающей 50 м и более.

Технико-зкономический эффект возникает в результате увеличения надежности работы всего: устройства и рационального снижения недоборов полезного ископаемого. Так, при глубинах раэр=ботки 5000 и недоборЫ полезного ископаемого снижаются в 2,5 раза, их удельная величина, отнесенная ко всему месторождению, не превышает 15%. При этом экономический эффект в результате разработки мес- . торождения с запасаии 1,5 млн. т составит 800 тыс; руб. в год.

Формула изобретения

Глубоководное породозаборное устройство, установленное на транспортном средстве и включающее полый корпус с режущими элементами и колосниками и черпаковую цепь, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства, корпус выполнен в виде <)—

Образной формы и состоит иэ отдельных центрального и боковых звеньев, связанных между собой соединением; при этом центральное звено снабжено барабаном черпаковой цепи, а соединения звеньев корпуса, имеют степень свободы в вертикальной плоскости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент mi Р 3968579, кл 37-69, опублик. 1976

2, Авторское свидетельство СССР

Р 863770<, кл Я02 Г 3/90, 1979 (прототип), 985202

ЦЬг.3

СоставительР.И.Адиатулина

Техред А.Бабинец КорректорЕ.Рошко

Редактор Н.Безродная

Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проекная, 4

Заказ 10105/40 Тираж 709 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д, 4/5