Система автоматического управления судовой турбиной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О. П. Корсаков, С. Б, Хазин, M. Э. Гольдберг, 12; Авторы (54) СИСТЕМА АВТОИАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

СУДОВОЙ ТУРБИНОЙ I

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации судовых турбин с винтом регулируемого шага.

Известны системы автоматического управления судовой турбиной, содержащие датчик и задатчик оборотов, подключенные через регулятор оборотов к маневровому клапану (lj., 10

В этих системах предусмотрено управление режимом силовой установки только посредством изменения. частоты вращения ротора турбины и связанного с ним винта, что в целом ряде случаев 15 недостаточно эффективно.

Наиболее близкой к предлагаемой является система автоматического уп-равления судовой турбиной с винтом регулируемого шага, содержащая датчик и задатчик оборотов, подключенные к маневровому клапану и к корректору шага, подсоединенному вместе с задат-. чиком шага к механизму изменения шага вията (2).

Недостатком известной системы следует считать его несколько пониженную надежность, так как корректор шага выполнен в виде пропорционально интегрального регулятора с односторонним ограничением.

Цель изобретения - повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что корректор шага выполнен. в виде последовательно соединенных блока выделения модуля, блока умножения и усилителя, причем вход блока умножения подсоединен также к входу блока выделения модуля.

На чертеже представлена схема пред" лагаемой системы.

Турбина 1, снабженная винтом 2 регулируемого шага, подсоединена через маневровый клапан 3 .к парогенератору

4. Датчик 5 и задатчик 6 оборотов подФормула изобретения

3 9853 ключены через интегральный регулятор

7 оборотов к маневровому клапану 3 и к корректору 8 шага, который вместе с эадатчиком 9 шага подсоединен к механизму 10 изменения шага винта.

Корректор 8 шага выполнен в виде последовательно соединенных блока ll выделения модуля, блока 12 умножения и усилителя 13. Вход блока 12 умножения подсоединен также к входу бло- tO ка 11 выделения модуля. Таким образом, корректор 8 шага реализует статическую характеристику типа нечетная квадратичная парабола k g n/ и/ где Д n - отклонение числа оборотов от заданного, k - коэффициент усиления.

Система работает следующим образом

Задатчик 6 оборотов устанавливается в положение, соответствующее оборотам винта, значение которых поддерживается постоянным в стационарных и переходных режимах. Управление осуществляется изменением шага винта. Сигнал, пропорциональный заданному вагу винта, поступает от задатчика 9 шага на механизм 10 изменения шага винта, устанавливая винт R в требуемое поло- жение. Одновременно с этим сигнал п отклонения .числа оборотов от заданного поступает на вход интегрального регулятора 7 и корректора 8 шага.

Регулятор 7, воздействуя на маневро.вый клапан 3, обеспечивает его откры тие-в соответствии с заданными бортами, и шагом винта, а корректор 8 обеспечивает динамическую коррекцию заданного шага для исключения перерегулирований по числу оборотов винта

29 ф в переходных процессах, связанных с изменением мощности установки. Этому способствует выполнение корректора

1 шага двухсторонним с реализацией неI линейной характеристики типа нечетная квадратичная парабола. . Такое выполнение корректора шага в сочетании с использованием интегрального регулятора оборотов позволяет исключить колебания маневрового клапана и перерегулирование по числу оборотов, повысить надежность и ресурс установки, улучшить условия работы предлагаемой турбины и парогенератора.

Система автоматического управления судовой турбиной с винтом регулируемого шага, содержащая .датчик и задатчик оборотов, подключенные к маневровому клапану и к корректору шага, подсоединенному вместе с эадатчиком шага к механизму изменения шага винта, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, корректор шага выполнен в виде последовательно соединенных блока выделения модуля, блока умножения и усилителя, причем вход блока умножения подсоединен также к входу блока выделения модуля.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

И 528229, кл.. F 01 0 17/20, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР 383651, кл. В 63 H 21/22, 1970.

985329

1

1

I

Тира к 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Заказ 10118/46

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Калашников

Редактор Ю. Середа Техред Т.Маточка Корректор А.:Дзятко