Способ жидкостного охлаждения многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-вуВ 732568 (22) Заявлено 131180, (21) 3004087/25-06
Союз Советских
Социалистических
Республик
1И f М. Nrt.з
Р 01 Р 5/00 с присоединением заявки Нов
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 30.1282- Бюллетень М48 (53) УДК 621. 431"
-73 (088,8) Дата опубликования описания 30Л2.82
В .В. Березний
-... у !
Мурманский филиал Центрального ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательского института морского флота (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
МНОГОЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестрое- . иню и, в частности, к системам жидкостного охлаждения многоцилиндровых двигателей внутреннего сгорания с отключаемыми и неотключаемыми цилиндрами.
По основному авт.св. Р 732568 известен способ жидкостного охлаждения многоцнлиндрового двигателя внутреннего сгорания с регулированием мощности отключением подачи топлива
s отдельные цилиндры путем циркуляции охлаждающей жидкости через рубаюки охлаждения цилиндров, заключающийся в том, что охлаждающую жид-. . кость из рубашек охлаждения работающих цилиндров подводят к рубашкам охлаждения цилиндров с отключенной подачей топлива.
Поступление охлаждающей жидкости с повышенной температурой в рубашки охлаждения отключенных цилиндров способствует поддержанию более высокого температурного состояния деталей отключенных цилиндров, снижению потерь на трение в трущихся парах, уменьшению температурных напряжений при включении и отключении цилинд-, ров, нормальному протеканию процес са сгорания после включения цилиндров в работу (1).
Однако эффективность улучшения
5 перечисленных параметров экономичности и надежности работы двигателя недостаточны, так как повышение температуры охлаждающей жидкости при прохождении через рубашки работающих цилиндров не превышает как правило
10-15вС, а на минимальных нагрузках оно еще меньше.
Цель изобретения — повышение экономичности и надежности работы двигателя.
Для достижения поставленной цели охлаждающую жидкость перед входом ее в рубашку охлаждения цилиндров с отключенной подачей топлива нагревают до температуры на 5-10 С ниже, 2О точки ее кипения, причем нагрев осуществляют при помощи тепла отработавших газов.
На фиг.1 показана схема жидкостного охлаждения при работе всех ци25 лиидров; на фиг.2 - то же, при отклю.чении части цилиндров.
Многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания содержит отключаемую группу цилиндров 1 и -неотключаеЗО мую группу цилиндров 2, через ру985351 башки охлаждения которых посредством насоса 3 циркулирует охлаждающая жидкость.
Система содержит также холодиль-. ник 4, подогреватель 5, установленный в выпускном коллекторе б, заслон-5 ку 7, установленную в коллекторе б, и управляемые клапаны .(например, электромагнитные) 8 — 10, Система работает следующим образом. )О
При нагрузках, близких к номинальной (фиг,1), топливо подается во все цилиндры двигателя, клапаны 9 и
10 открыты, клапан 8 закрыт, заслонка б находится,в вертикальном положе-1 нии. Охлаждающая жидкость насоса 3 подается параллельно в эарубашечные пространства всех цилиндров, откуда через подогреватель 5 она отводится к холодильнику. 4. Поскольку заслонка б в этом положении перекрывает подвод отработавших газов к подогревателю 5, охлаждающая жидкость, выходящая из обеИх групп цилиндров 1 и 2, нагревается незначительно, Циркуляция жйдкости через подогреватель
5 осуществляется только для предотвращения вскипания жидкости в нем в случае длительной работы двигателя на нагрузках, близких к номинальной.
При сбросе нагрузки подача топлива в группу цилиндров 1 прекращается, клапаны 9 и 10 закрываются, а клапан 8 открывается, заслонка 7. устанавливается в горизонтальном положении (фиг.2). 35
Охлаждающая жидкость, выходящая из работающей группы цилиндров 2 при прохождении через подогреватель 5, подогревается до температуры, на
5-10 С ниже точки кипения, после чего направляется в рубашку охлаждения отключенной группы цилиндров 1.
При этом регулировка температуры воды после подогревателя 5 осуществ-, ляется за счет поворота заслонки 7.
Иэ группы цилиндров 1 вода отводится к холодильнику 4, где при необходимости дополнительно охлаждается, Благодаря повышению температуры охлаждающей жидкости до величины, .на .5-10ОС ниже точки кипения происходит дополнительный нагрев деталей цилиндро-поршневой группы цилиндров
1, благодаря чему снижаются механические потери в трущихся деталях (в результате снижения вязкости мас" ла на поверхностях трения), уменьшаются температурные напряжения в деталях при включении и отключении цилиндров, более качественно происходит сгорание топлива после включения группы цилиндров 1 в работу.
Поддержание температуры охлаждающей воды на достаточно высоком уровне при работе двигателя на малых нагрузках и холостом ходу благоприятно воздействует и на протекание рабочего процесса в работающей группе цилиндров 2, способствует снижению в них потерь трения. формула изобретения
1. Способ жидкостного охлаждения многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания по авт.св. Р 732568, )отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности работы двигателя, охлаждающую жидкость перед входом ее в рубашку охлаждения цилиндров с отключенной подачей топлива нагревают до температуры на 5-10 С ниже точки ее кипения, 2. Способ по и, 1, о т л и ч а ющ и и с.я тем, что нагрев.осуществляют при помощи тепла отработавших газов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1, Авторское свидетельство СССР
Р 732568, кл. F 01 Р 5/00, 1980,