Механизм сцепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП NCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскид

Социалистических

Республик

<>985507 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17,1180 (21) 3005142/25-27.Р М К з с присоединением заявки ¹â€”

16 0 47/02

16 0 41/16

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 30.12.82. Бюллетень ¹ 48

Дата опубликования описания 30.1282

1И) УДК621. 825.

° 5(088.8) (72) Авторы изобретения

М. П. Вальбе, В. И. Игнатки н, В.И. Корниенко и (71) Заявитель (54 ) МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯ!

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для плавного соединения валов, преимущественно транспортных средств.

Известен механизм сцепления, содержащий последовательно соединенные силовую муфту с ведущей полумуфтой, ведомой полумуфтой и сцепными элементами между ними, обгонную муфту, щ эаклинивающие элементы которой расположены в однонаправленных клиновых пазах звездочки, упругий элемент, соединенный со звездочкой и выходным валом, а также механизм обратной связи по углу поворота, связанный с выходным валом(1 3.

Однако в известном механизме возможно.однофазовое включение и отключение механизма при передаче вращения только в одном направлении.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей механизма путем неоднократного включения и выключения при передаче вращения при реверсе. 25

Поставленная цель достигается за счет того., что в механизме сцепления, содержащем последовательно соединенные силовую муфту с ведущей полумуфтой, ведомой полумуфтой и сцеп- ЗО ными элементами между ними, обгонную муфту, заклинивающие элементы которой расположены в однонаправленных клиновых пазах зведочки, упругий элемент, соединенный со звездочкой и выходным валом, а также механизм обратнои связи по углу поворота, связанный с выходным валом, силовая муфта снабжена управляющим элементом, взаимодействующим с механизмом обратной связи и с ее сцепными элементами, и вилкой, закрепленной на ведомой полумуфте и размещенной между заклинивающими элементами обгонной муфты, ведущая полумуфта выполнена с противоположно направленными клиновыми пазами, в которых размещены сцепиые элементы, а звездочка — с дополнительными клиновыми пазами, направлен-, ными противоположно упомянутым клиновым пазом обгонной муфты, и размещенными в них дополнительными клиновыми элементами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм сцепления; на фиг.2 — разрез A-A на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.1.

Механизм сцепления содержит силовую муфту, имеющую ведущую полумуф985507 ту 1 и ведомую полумуфту 2, связанные между собой муфтой свободного хода двустороннего действия с управляющим элементом в виде поводковой, вилки .3. Ведущая полумуфта 1 силовой муфты состоит из входного вала 4, стакана 5 и звездочки 6 с противоположно направленными клиновыми пазами. Ведомая полумуфта 2 силовой муфты состоит из внутренней обоймы 7 и вала 8, снабженного вилкой 1О

9, входящей в обгонную муфту,звездочка которой имеет противоположно направленные клиновые пазы. Обой-. ма 11 обгонной муфты застопорена.

Звездочка 10 связана с выходным валом 12 упругим элементом 13. Выходной вал 12 связан с поводковой вилкой 3 силовой муфты с помощью механизма обратной связи по углу поворота, состоящего из жестко укрепленного на выходном валу 12 диска 14, .рычага 15 с плечами Д и Е, шарнирно установленного на звездочке 10 обгонной муфты, промежуточного диска 16, свободно сидящего на валу 8 и жестко связанного с пальцем 17,,кото- 25 рый упирается в плечо Ж двуплечего рычага 18, шарнирно установленного на фланце стакана 5 ведущей полумуфты 1.

Плечо И двуплечего рычага 18 вхо- 30 дит в периферийный паз 19 диска 20 поводковой вилки 3. Диск 14 имеет паз 21, в который входит плечо Д рычага 15. На другом плече E рычага 15 закреплен ролик 22. Рычаги 35

15 и 18 подпружинены пружинами 23 и

24 соответственно. Сцепные элементы силовой муфты и заклийивающие элементы обгонной муфты в виде роликов

25 и 26 предназначены для передачи момента от ведущей полумуфты 1,для завода упругого элемента 13 по часовой стрелке, а ролики 27 и ролики 28 - для передачи момента от ве,дущей полумуфты 1 для завода упругоro элемента 13 против часовой стрелки. f

Реверсивная муфта сцепления работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 1 по часовой стрелке момент через

10 звездочку 6 силовой муфты и пару роликов 25„ которые заклиниваются между звездочкой 6 и внутренней обой .мой 7 при вращении звездочки по часовой стрелке, передается на ведомую 55 полумуфту 2 и через вал 8, вилку 9 ,и пару роликов 26 на звездочку 10 обгонной муфты, которая заводит упругий элемент 13.

60 Когда момент упругого элемента 13 превысит статический момент выходного вала 12, последний начинает раскручиваться. Если момент инерции .нагрузки на. выходном валу велик, то 65 его разгон до скорости вращения ведущей молумуфты происходит следующим образом.

Вращение ведомой полумуфты 2 и установленного на звездочке 10 двуплечего рычага 15 по часовой стрелке со скоростью ведущей полумуфты 1 т.е. со скоростью, превышающей скорость вращения выходного вала 12 и жестко укрепленного .на нем диска 14, вызывает поворот двуплечего рычага 5 вокруг своей оси за счет взаимодействия его плеча Д со стенкой паза 21 диска 14. Этот поворот двуплечего рычага 15, в свою очередь, вызывает поступательное перемещение диска 16 и жестко укрепленного на нем пальца 17 в направлении стрелки Г за счет взаимодействия ролика 22, установленного на плече E рычага 15, с поверхностью диска 16. Далее, палец 17, нажимая на плечо Ж двуплечего рычага 18, поворачивает его вокруг оси. При этом плечо И рычага 18, упираясь в стенку периферийного паза 19 диска 20 поводковой вилки 3, вызывает ее поворот по часовой стрелке. Поводковая вилка 3, поворачиваясь по часовой стрелке, вначале выбирает зазор до роликов 25, а. затем выталкивает их из клиновых пазов между звездочкой 6 и внутренней обоймой 7 силовой муфты, т.е. разъединяет звездочку и обойму.

Таким образом, силовой поток от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2 разрывается, т.е. происходит автоматическое отключение муфты сцепления при достижении определенной величины угла рассогласования между ведомой полумуфтой 2 и выходным валом 12 или, другими словами, при достижении заданной величины момента заводки упругого элемента 13 по часовой стрелке.

Медленно вращающийся выходной вал. с инерционной нагрузкой продолжает раскручиваться по часовой стрелке за счет запасенной энергии упругого элемента 13, в то время как звездочка 10 через пару роликов 26 оказывается застопоренной на неподвижную обойму 11. Теперь, когда выходной вал 12 с диском 13 вращается по ча-. совой стрелке, а звездочка 10 с рычагом 15 стоит, последний начинает поворачиваться вокруг своей оси под воздействием пружины 23 в исходное положение, освобождая при этом диск

16 для движения против стрелки Г, что в свою очередь, позволяет рычагу 18 также повернуться вокруг своей оси под воздействием пружины 24 в исходное положение и повернуть управляющую вилку против часовой стрелки. Ролики 25,,освобожденные поводковой вилки 3 под воздействием по985507

Формула изобретения

Механизм сцепления, преимуществен65 но транспортного средства, содержастоянно вращающейся звездочки б, опять закатываются в клиновые пазы между .звездочкой б.и обоймой 7 силовой муфты.

Таким образом, силовой поток от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2 восстанавливается, т.е. происходит автоматическое включение муфты сцепления при уменьшении угла рассогласования между ведомой полумуфтой. 2 и выходным валом 12 или, дру- 10 гимн словами, при уменьшении величины момента заводки упругого элемента 13 до заданного уровня.

При постоянном вращении ведущей полумуфты 1 по часовой стрелке упругий .элемент 13, *непрерывно раскручивая выходной ва>7 12 с нагрузкой, дискретно подпитывается энергией от ведущей полумуфты за .счет того, что силовой поток.от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2 то автоматически разрывается, то восстанавливается.

Аналогично работает муфта сцепления и после изменения направления вращения.

При вращении ведущей полумуфты 1 против часовой стрелки моменты через звездочку б силовой муфты и пару роликов 27, которые заклиниваются при вращении звездочки б против часовой стрелки, передается на ее внутреннюю обойму 7 и через вал.8, вилку 9 и нару роликов 28 на звездочку 10-о6гонной муфты, которая заводит теперь . упругий элемент 13 в другую сторо- 35 ну,.т.е. против часовой стрелки.

Когда момент завода упругого элемента 13 превысит статический момент выходного вала 12,, последний начинает вращаться против часовой стрел- 40 ки.

Вращение ведомой полумуфты 2 .и установленного на звездочке 10 двуплечего рычага 15 против часовой стрелки со скоростью ведущей полумуфты 1, т.е. со скоростью, превышающей скорость вращения выходного вала 12 и диска. 14 против часовой стрелки, вызывает поворот рычага 15 вокруг своей оси под воздействием пружины 23.Ролик 22 при этом освобождает. диск 16 для движения против стрелки Г, что в свою очередь позволяет.рычагу 18 повернуться вокруг своей оси под воздействием пружины 24. При этом плечо И рычага 18, упираясь в стенку периферийного паза 19 диска 20 поводковой вилки 3, вызывает ее поворот .против часовой стрелки.

Поводковая вилка 3, поворачиваясь против часовой стрелки, сначала выбирает зазор до роликов 27, а затем выталкивает их из клиновых пазов между звездочкой 6 и обоймой 7, т.е. разъединяет звездочку и обойму силовой муфты.

Таким образом, силовой поток .от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2 разрывается, т.е. происходит автоматическое отключение муфты сцепления при достижении задан ной величины момента заводкг упругого элемента 13 против часовой стрелки.

Выходной вал 12 с инерционной нагрузкой продолжает раскручиваться против.часовой стрелки sa .счет запасенной энергии упругого элемента 13, в то время как звездочка 10 череэ пару роликов 28 оказывается застопоренной на .неподвижную обойму 11 °

Теперь, когда выходной вал 12 с диском 14 вращается, а звездочка 10 с рычагом 15 стоит, последний начинает поворачиваться в исходное положение вокруг своей оси за счет взаимодействия его плеча д со стенкой паза диска 14 °

Этот поворот рычага 15, в свою очередь, вызывает поступательное пе ремещение диска 16 и жестко укрепленного на нем пальца 17 в направлении стрелки Г за счет взаимодействия ролика 22, установленного на плече Е двуплечего рычага 15, с поверхностью диска 1б.далее палец 17, нажимая на плечо Ж двуплечего рычага, поворачивает его вокруг oc;. . При этом плечо и рычага 18, упираясь в стенку периферийного паза 19 ди ка 20 поводковой вилки 3, вызывает ее поворот- по часовой стрелке.

Ролики 27, освобожденные от поводковой вилки 3 под воздействием постоянно вращающейся.-звездочки 6, опять заклиниваются в клиновых пазах между звездочкой б и обоймой 7 силовой муфты, силовой поток от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2 восстанавливается, т.е. происходит автоматическое включение муфты сцепления при уменьшении угла рассогласования между ведомой полумуфтой 2 и выходным валом 12.

Таким образом, при реверсе, также как и при прямом вращении, упругий элемент 13, непрерывно раскручивай выходной вал 12 с нагрузкой, жри постоянном вращении ведущей полумуфты 1 дискретно подпитывается энерги- ей от ведущей полумуфты 1 за счет автоматического разрыва н восстановления силового потока от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2.

985507 щий последовательно соединенные силовую муфту с ведущей и ведомой полумуфтами и сцепными элементами между ними, обгонную муфту, заклинивающие элементы которой, расположены в однонаправленных, клиновых пазах .звездоч ки, упругий элемент, соединенный со звездочкой и выходным валом, а также механизм обратной связи по углу йоворота, связанный с выходным валом, отличающийся тем, что, 10 с целью расширения эксплуатационных возможностей, силовая. муфта снабжена управляющим элементом, взаимодействующим с механизмом обратной связи и с ее сцепными элементами, и вилкой, .5 закрепленной на ведомой полумуфте и. размещенной между заклинивающими .элементами обгонной муфты, ведущая полумуфта выПолнена с противоположно направленными клиновыми пазами, в которых размещены сцепные элементы, а звездочка — с дополнительными клиновыми пазами, направленными противоположно упомянутым клиновым пазам обгонной муфты, и размещенными в них дополнительными клиновыми элементами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 96201, K . F 16 D 41/02, 1979 (прототип).

985507 б-б

Составитель Л.Атрушкевич

Техред M.Êoøòóðà Корректор С. Шекмар

Редактор В. Петраш

Заказ 10133/55 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4