Система автоматического регулирования теплового режима двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
() 985768
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. спид-ву (22) Заявлено 12. 03. 81 (21) 3283362/25-06 с присоединением заявки JO (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.82, Бюллетень pr» Щ (51)N. Кл.
G 05 D 23/12
F 01 Р»у20 (овударствснный комитет
СССР по делам иэобрвтвкик н открытки. (53) УДК- 621. 436-714.72(088.81
Дата опубликования описания 04.01.83
I (72) Авторы изобретения
w о . .Ф
Е. Г. Самарин и П.А. Грымзин . (71) Заявитель (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Известны системы автоматического регулирования теплового режима дви-. гателей внутреннего сгорания, содержащие систему жидкостного охлаждения с радиатором, соединенным при помощи трубопроводов с рубашкой охлаждения двигателя, а также воздушный вентилятор с приводом от двига- теля через опорожняемую гидромуфту, регулятор, термочувствительный элемент которого размещен в водяной рубашке, и канал подпитки гидромуфты, сообщенный с последней через регулятор (1).
Известные системы позволяют осуществлять автоматическое регулирование теплового режима двигателя внутреннего сгорания путем изменения производительности вентилятора в зави си мости от температуры охлаждаюшей жидкости в рубашке охлаждения двигателя.
Недостатком известной системы является односигнальное управление производительностью вентилятора без учета внешних климатических условий, приводящее к сезонному разброеу температур двигателя и снижению по отно1О шению к оптимальной величине теп-! лового режима двигателя в зимнее время.
Цель изобретения —, повышение точности регулирования теплового режи1 ма двигателя внутреннего сгорания
Ф в зависимости от внешних климатических условий.
Поставленная цель достигается тем, что участок канала подпитки между регулятором и гидромуфтой снабжен жиклером и параллельным ему каналом с дополнительным регулятором, термочувствительный элемент которого
3 98 размещен на входе воздушного потока в радиатор.
На фиг. 1 представлена прйнципиальная схема предлагаемой системы; на фиг. 2 - типовой вид расходно-температурной (Q-t) характеристики основного терморегулятора, Система содержит проточную часть
1, включающую радиатор 2 и воздушный вентилятор 3; имеющий привод от двигателя через опорожняемую гидромуфту ч, которая имеет насосное 5 и турбинное 6 колеса. Она содержит также регулятор 7, термочувствительный элемент 8 которого расположен в водяной рубашке двигателя, канал 9 подпитки гидромуфты 4, в котором установлен жиклер 10, и параллельный жиклеру 10 канал 11 с дополнительным регулятором 12, термочувствительный элемент, 13 которого размещен в проточной части 1 на входе воздушного потока в радиатор 2.
Система работает следующим образом.
В исходном состоянии регулятор 7 закрыт, дополнительный регулятор 12 в зимнее время закрыт, а летом - открыт. После запуска двигателя его прогрев до минимально допустимой температуры t охлаждающей жидкости (фиг. 2j происходит при невращающемся вентиляторе, так как проходное сечение для масла в регуляторе 7 закрыто и гидромуфта 4 не подпитывается маслом, хотя ее насосное колесо 5 вращается. После открытия регулятора
7 температура охлаждающей жидкости поддерживается в диапазоне (1„д х1,-„) в зависимости от нагрузочного режима работы двигателя и наружной температуры (фиг. 2). При этом при понижении наружной температуры уменьшается проходное сечение в регуляторе 12, в результате чего возрастает гидравлическое сопротивление канала 9, уменьшается подпитка гидромуфты 4 маслом и,соответственно, снижается частота вращения вентилятора 3, сблокированного с турбинным колесом 6 гидромуфты 4. Вследст5768 . вие снижения охлаждения воды из системы охлаждения в радиаторе температурный режим системы повышается.
Жиклер 10, установленный в канале 9, обеспечивает более точную регулировку расхода масла в гидромуфту 4 в зависимости от температуры поступающего в радиатор 2 воздуха.
Таким образом, предлагаемая сис1О тема автоматического регулирования повышает точность регулирования температурного режима двигателя внутрен него сгорания и обеспечивает его меньшую зависимость от внешних кли15 матических условий. формула изобретения
20 Система автоматического регулирования теплового режима двигателя внутреннего сгорания, содержащая систему жидкостиного охлаждения с радиатором, соединенным при помощи
25 трубопроводов с рубашкой охлаждения двигателя, а также воздушный вентилятор с приводом от двигателя через опорожняемую гидромуфту, регулятор, термочувствительный элемент которозо го размещен в водяной рубашке, и канал подпитки гидромуфты, сообщенный с последней через регулятор, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с це-: лью повышения точности регулирования в зависимости от внешних климатических условий, участок канала подпитки между регулятором и гидромуфтой снабжен жиклером и параллельным ему . каналом с дополнительным регулятодо ром, термочувствительный элемент которого размещен на входе воздушного потока в радиатор.
Источники информации, д прийятые во внимание при экспертизе
Автоматическое регУлирование теплового состояния дизелей ВТЗ с .воздушным охлаждением. Экспрессинформация, сер; 168.03, И., "ЦНИИТЗИтракторосельхозмаш", 1974, It 1.
985768 .лпл / уфиуХ
Put. Х
ВНИИПИ Заказ 10164/68 Тираж 914
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4