Статор торцовой электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ет) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.06.81 (21) 3309583/24-07 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.12.82- Бюллетень № 48

Союз Советсиин

Соцмалистмчесмик

Ресттубмим (i i>985883 (5l}M. Кл.

Н 02 Зс 1/16

Государственный коо3нтет

СССР (53} УДК 621.313. . 323 (088.8) ао делен изобретений и открытий

Дата опубликования описания 05.01.83

/В. A. Игнатов, А. А. Ставинский, К. Я. Вальданов;

М. И. Жижин и И. Г. Забора (72) Авторы изобретения (?3) Заявитель

Всесоюзный заочный инженерностроите (54) CTATOP TOPILOBOA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ то

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к машинам с плоской обмоткой, выполняемой методами интегральной технологии.

Известен статор торцовой электрической машины, соцеркащий диски с плоской обмоткой и ферромагнитными вставками, наложенные друг на друга и образующие многослойную многовитковую обмотку $1) .

Недостатком известного устройства являются технологические зазоры на .пути магнитного потока между вставками и ферромагнитным основанием (ярмом), что ограничивает количество слоев и витков обмотки и тем самым ограничивает мощность и ухудшает энергетические характеристики машины.

Наиболее близким к предла3гаемому является статор торцовой электрической машины, содеркащий зубчатый сердечник, одна часть зубцов которого размещена между проводниками многослойной плоской обмотки (2) .

Однако в этом статоре число проводников одного слоя равно числу зубцов сердечника. В связи с тем, что все проводники слоя разделены между собой s лобовых частях изоляционными промежуч ками, то для получения определенной кривой поля, в зазоре, образованном заданным числом зубцов на полюс и фазу

<ф, =,, где Z число зубцов статоL

2Рт ра, Р— число пар полюсов; тт3» число

3О фаз,и размещением в каждом слое проводников, требуется значительная площадь кольцевых поверхностей, приходящихся на лобовые части и значительный вылет наружной и внутренней лобовых частей.

При этом с увеличением 2 увеличивается величина внутреннего диаметра внутренней лобовой части.

2 ( влв"- = 4" пр . з-пР) (.

Jl где Ьпт и Ьцз пр- длины дуг окружности внутреннего диамет 985888

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

55 ра внутренней лобовой части на ширине проводника и ширине изоляционного промежутка.

С увеличением внутреннего диаметра внутренней лобовой части увеличивается внутренний диаметр сердечника, а с увеличением внутреннего диаметра при задан» ной мощности увеличивается средний диаметр сердечника, средняя длина витка 1О и общее число витков статора.

Увеличение числа витков, в свою очередь, вызывает увеличение сопротивления статора и увеличение рассеянности. При этом увеличивается количество электрических соединений между смежными слоями полуобмоток на наружной и внут ренней лобовых частях. Кроме того, необходимость значительной плошади кольцевых поверхностей лобовых частей увеличи- о вает диаметр корпуса машины.

В случае выполнения статора (с целью уменьшения среднего диаметра сердечника и числа витков) с малым числом зубцов получается малый вылет р5 лобовых частей, однако при этом ухуцшается гармонический состав магнитного поля в зазоре и увеличиваются дифференциальное рассеяние, коэффициент Картера и намагничиваюший ток, а также поверхностные и пульсационные потери, кроме того, появляются провалы в кривой момента. Все это существенно ухудшает энергетические, пусковые и виброакустические характеристики двигателя и использз зование активных материалов статора.

1Лель изобретения — использование активных материалов статора и улучшение его характеристик.

Указанная цель достигается тем, что 4

s проводниках выполнены отверстия, в которых размещена другая часть зубцов.

На фиг. 1 — представлен двигатель, продольный разрез на фиг. 2 — часть двигателя поперечный разрез.

Двигатель содержит зубчатый статор

1, на котором расположена плоская обмотка 2, выполненная в виде монолитного многослойного пакета из плоских провод ников 3, разделенных изоляционными промежутками 4. Одна часть зубцов 5 статора 1 расположена в отверстиях 6 между проводниками 3, а другая часть зубцов 5 - в отверстиях 7, выполненных в каждом проводнике 3. Общее число зубцов 5 статора 1 превышает количество проводников слоя в — раз, где YZ об|нее число зубцов 5 статора 1, Мколичество проводников 3 в каждом слое.

При работе двигателя статор 1 с обмоткой 2 создает вращающееся электромаш нитное поле, под действием которого приводится во вращение ротор.

В результате наличия в статоре значительного количества зубцов в двигателе создаются многоступенчатая кривая намагничиваюшей силы и кривая электромагнитной индукции с низким уровнем гармонических составляющих. Тем самым обеспечиваются хорошие энергетические, виброакустические и пусковые характеристики двигателя, при этом уменьшаются вылет внутренней и наружной лобовых частей обмотки 2, средняя длина витка и средний диаметр статора 1, количество витков и соединений в лобовых частях, а указанная кривая создается меньшим количеством проводников 3 на полюс и

Фазу.

Таким образом, выполнение статора с числом зубцов, превышающим число проводников в слое и, с размещением одной части зубцов в отверстиях между проводниками, а другой части зубцов в отверстиях, выполненных в каждом проводнике, позволяет получить машину с улучшенным использованием активных материалов статора и улучшенными характе ристиками.

Формула изобретения

Статор торцовой электрической машины, содержащий зубчатый сердечник, одна часть зубцов которого размещена между проводниками многослойной плоской обмотки, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью улучшения характеристик и использования материалов, в проводниках выполнены отверстия, в которых размещена другая часть зубцов.

1. Авторское свидетельство СССР № 626655, кл. Н 02 К 1/06, 1970,.

2. Авторское свидетельство (ЛХ;Р

¹ 421089, кл. Н 02 К 1/06, 1974.

Составитель В. Трегубов

Редактор А. Огар Техрец E.Харитончик Корректор Е. Рошко

Заказ 10178/74 Тираж 721 Поцлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгороц, ул. Проектная, 4