Статор торцовой электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ет) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.06.81 (21) 3309583/24-07 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 30.12.82- Бюллетень № 48
Союз Советсиин
Соцмалистмчесмик
Ресттубмим (i i>985883 (5l}M. Кл.
Н 02 Зс 1/16
Государственный коо3нтет
СССР (53} УДК 621.313. . 323 (088.8) ао делен изобретений и открытий
Дата опубликования описания 05.01.83
/В. A. Игнатов, А. А. Ставинский, К. Я. Вальданов;
М. И. Жижин и И. Г. Забора (72) Авторы изобретения (?3) Заявитель
Всесоюзный заочный инженерностроите (54) CTATOP TOPILOBOA ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ то
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к машинам с плоской обмоткой, выполняемой методами интегральной технологии.
Известен статор торцовой электрической машины, соцеркащий диски с плоской обмоткой и ферромагнитными вставками, наложенные друг на друга и образующие многослойную многовитковую обмотку $1) .
Недостатком известного устройства являются технологические зазоры на .пути магнитного потока между вставками и ферромагнитным основанием (ярмом), что ограничивает количество слоев и витков обмотки и тем самым ограничивает мощность и ухудшает энергетические характеристики машины.
Наиболее близким к предла3гаемому является статор торцовой электрической машины, содеркащий зубчатый сердечник, одна часть зубцов которого размещена между проводниками многослойной плоской обмотки (2) .
Однако в этом статоре число проводников одного слоя равно числу зубцов сердечника. В связи с тем, что все проводники слоя разделены между собой s лобовых частях изоляционными промежуч ками, то для получения определенной кривой поля, в зазоре, образованном заданным числом зубцов на полюс и фазу
<ф, =,, где Z число зубцов статоL
2Рт ра, Р— число пар полюсов; тт3» число
3О фаз,и размещением в каждом слое проводников, требуется значительная площадь кольцевых поверхностей, приходящихся на лобовые части и значительный вылет наружной и внутренней лобовых частей.
При этом с увеличением 2 увеличивается величина внутреннего диаметра внутренней лобовой части.
2 ( влв"- = 4" пр . з-пР) (.
Jl где Ьпт и Ьцз пр- длины дуг окружности внутреннего диамет 985888
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
55 ра внутренней лобовой части на ширине проводника и ширине изоляционного промежутка.
С увеличением внутреннего диаметра внутренней лобовой части увеличивается внутренний диаметр сердечника, а с увеличением внутреннего диаметра при задан» ной мощности увеличивается средний диаметр сердечника, средняя длина витка 1О и общее число витков статора.
Увеличение числа витков, в свою очередь, вызывает увеличение сопротивления статора и увеличение рассеянности. При этом увеличивается количество электрических соединений между смежными слоями полуобмоток на наружной и внут ренней лобовых частях. Кроме того, необходимость значительной плошади кольцевых поверхностей лобовых частей увеличи- о вает диаметр корпуса машины.
В случае выполнения статора (с целью уменьшения среднего диаметра сердечника и числа витков) с малым числом зубцов получается малый вылет р5 лобовых частей, однако при этом ухуцшается гармонический состав магнитного поля в зазоре и увеличиваются дифференциальное рассеяние, коэффициент Картера и намагничиваюший ток, а также поверхностные и пульсационные потери, кроме того, появляются провалы в кривой момента. Все это существенно ухудшает энергетические, пусковые и виброакустические характеристики двигателя и использз зование активных материалов статора.
1Лель изобретения — использование активных материалов статора и улучшение его характеристик.
Указанная цель достигается тем, что 4
s проводниках выполнены отверстия, в которых размещена другая часть зубцов.
На фиг. 1 — представлен двигатель, продольный разрез на фиг. 2 — часть двигателя поперечный разрез.
Двигатель содержит зубчатый статор
1, на котором расположена плоская обмотка 2, выполненная в виде монолитного многослойного пакета из плоских провод ников 3, разделенных изоляционными промежутками 4. Одна часть зубцов 5 статора 1 расположена в отверстиях 6 между проводниками 3, а другая часть зубцов 5 - в отверстиях 7, выполненных в каждом проводнике 3. Общее число зубцов 5 статора 1 превышает количество проводников слоя в — раз, где YZ об|нее число зубцов 5 статора 1, Мколичество проводников 3 в каждом слое.
При работе двигателя статор 1 с обмоткой 2 создает вращающееся электромаш нитное поле, под действием которого приводится во вращение ротор.
В результате наличия в статоре значительного количества зубцов в двигателе создаются многоступенчатая кривая намагничиваюшей силы и кривая электромагнитной индукции с низким уровнем гармонических составляющих. Тем самым обеспечиваются хорошие энергетические, виброакустические и пусковые характеристики двигателя, при этом уменьшаются вылет внутренней и наружной лобовых частей обмотки 2, средняя длина витка и средний диаметр статора 1, количество витков и соединений в лобовых частях, а указанная кривая создается меньшим количеством проводников 3 на полюс и
Фазу.
Таким образом, выполнение статора с числом зубцов, превышающим число проводников в слое и, с размещением одной части зубцов в отверстиях между проводниками, а другой части зубцов в отверстиях, выполненных в каждом проводнике, позволяет получить машину с улучшенным использованием активных материалов статора и улучшенными характе ристиками.
Формула изобретения
Статор торцовой электрической машины, содержащий зубчатый сердечник, одна часть зубцов которого размещена между проводниками многослойной плоской обмотки, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью улучшения характеристик и использования материалов, в проводниках выполнены отверстия, в которых размещена другая часть зубцов.
1. Авторское свидетельство СССР № 626655, кл. Н 02 К 1/06, 1970,.
2. Авторское свидетельство (ЛХ;Р
¹ 421089, кл. Н 02 К 1/06, 1974.
Составитель В. Трегубов
Редактор А. Огар Техрец E.Харитончик Корректор Е. Рошко
Заказ 10178/74 Тираж 721 Поцлисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгороц, ул. Проектная, 4