Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(iq985884

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 15.08. 80 (21) 2973645/24-07 (5l) M. KR .

Н 02 К 1/22 с присоединением заявки №ГоеударственыИ комитет

СССР (23) Приоритет по делам изобретеннй н открытнй (53) УДК 621. 313. .713(088.8 1

Опубликовано 30. 12. 82. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 05.0 1.83

В. М. Миничев, Д. М. Блюменкранц, Н. Я. Рйков и И. ф. Фролов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Ленинградское электромашиностроительно

"Электросила" им. С. М. Киро (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно — к элек трическим машинам постоянного и переменного тока.

Известен ротор, сегментированный сердечник которого закреплен на остове посредством выполненных на внутренней поверхности сегментов прямоугольных выступов, размещенных в аксиальных углублениях П-образных брусьев, приваренных к ребрам остова, и расклиненных как в радиальном, так и в тангенциальном направлениях разъемными с встречным уклоном клиньями прямоугольного сечения. Вращающий момент передается через выступы сердечника и тангенциальные и радиальные клинья, удерживаемые силой трения 51 3.

Недостатки этого ротора обуслов— го лены тем, что, во-первых, требуется образовать пару аксиальных углублеI ний по сторонам П-образного бруса и одно аксиальное углубление по дну

2 паза, во-вторых, изготовить и установить четыре клина тангенциального распора. Это усложняет конструкцию якоря и делает ее сравнительно трудоемкой. Кроме того, штамповка сегментов сердечника с выступами на их внутренней поверхности увеличивает процент отходов электотехнической стали и ухудшает раскрой ее листов.

Известен ротор электрической машины, содержащий сердечник с пазами на внутренней поверхности, остов с пазами и брусьями на наружной поверхности и закрепляющие сердечник с натягом на остове, расположенные с-чередованием разъемные клинья, имеющие

I встречный уклон и тангенциальные и радиальные плоскости упора. В каждом узле радиального распора установлено два клина,. а в каждом угузле тангенциального pacnopa - четыре: клина. Сегменты или цельные диски сердечника удерживаются в осевом направлении стяжными шпильками. Разь985884

3 емы радиальных клиньев расположены в тангенциальной плоскости, а тангенциальных клиньев - в радиальной плоскости. Радиальные клинья прижимают пакет ° сердечника к стяжным шпилькам, в результате чего сердечник в работающей машине не может больше смещаться под действием центробежных сил. Тангенциальные клинья обеспечиваЮт передачу вращающего момента от сердечника на остов ротора или наоборот (2 1.

Однако конСтрукция креплеНия сердечника на остове известного ротора довольно сложна и трудоемка. Для каждого узла тангенциального распора требуются изготовление и установка четырех клиньев, два из которых имеют сложную Г-образную форму. Для клиньев радиального распора образование паза на остове не вызывается необходимостью, он только усложняет конструкцию остова и повышает трудоемкость его изготовления.

Цель изобретения — упрощение конструкции крепления сердечника на остове ротора, снижение. трудоемкости его изготовления и улучшение. эксплуатационных характеристик.

Указанная цель достигается тем, что сердечник выполнен с углубленными пазами, в которых размещены клинья, имеющие радиальные плоскости упора на дне пазов и на наружной поверхности брусьев остова, а клинья с тангенциальной плоскостью упора установлены попарно в пазах сердечника и остова.

Как радиальные, так и тангенциальные клинья установлены в нескольких

40 местах по окружности сопряжения сердечника с остовом ротора.

На фиг.1 изображен ротор, разрез,на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - узел 1! на фиг. 1.

Ротор электрической машины содер45 жит сердечник 1, собранный из сегментов или цельных дисков 2 на остове 3 и опрессованный в кольцо посредст вом стяжных шпилек 4, сердечник закреплен на остове радиальными клиньями

5, размещенными.в прямоугольных пазах

6, выполненных на внутренней поверхНосТН сегментов или цельных дисков, и тангенциальными клиньями 7, которые размещены в пазах 6 сердечника и в совмещенных прямоугольных пазах

8, выполненных на тангенциальных брусьях 9 остова ротора. ф

Разъемные, с встречным уклоном, прямоугольного сечения радиальные и тангенциальные клинья 5 и 7 установлены в нескольких местах по окружности сопряжения сердечника с остовом ротора. Каждая пара радиальных клиньев 5, закрепляя сердечник на остове ротора в радиальном направлении, опирается с одной стороны на дно паза 6 сердечника, а с другой сторонына лыску радиальных брусьев 1О остова ротора. Каждая пара тангенциальных клиньев 7, закрепляя сердечник на остове ротора в тангенциальном направлении, опирается в боковые стенки пазов 6 сердечника и совмещенных с ними пазов 8 на тангенциальных брусьях 9 остова ротора.

Перед расклиновкой сердечника для лучшего прилегания клиньев производят дорновку пазов для радиальных клиньев по сторонам радиального распора, а для тангенциальных клиньев — по сторонам тангенциального распора, как показано на фиг. 2 и 3.

Для обеспечения необходимого надежного натяга сердечника на остове с учетом тепловых расширений сердечника ротора в процессе его эксплуатации забивки клиньев производят при нагретом сердечнике и перепаде температур между сердечником и остовом. Температуру нагрева сердечника принимают немногим более эксплуатационной.;Перепад температуры между сердечниками и остовом ротора принимают равным эксплуатационному.

Радиальные и тангенциальные клинья удерживаются в заданном положении силой трения. Радиальные клинья фиксируют сердечник на остове ротора в радиальном направлении, тангенциальные клинья передают вращающий момент от сердечника на остов ротора и обратно.

Преимущества предлагаемого ротора по сравнению с известным заключается в том, что благодаря размещению клиньев радиального распора только в па-. зах сердечника, а клиньев тангенциаль-ного распора в совмещенных пазах сердечника и останова ротора удается упростить конструкцию крепления сердечника на остове ротора засчет сокращения количества клиньев и упрощения их формы.

Упрощение конструкции позволяет повысить надежность ротора, снизить трудоемкость его изготовления, умень985884 шить отходы электротехнической стали за счет улучшения использования ее листов при штамповке сегментов или целых дисков.

Предлагаемый ротор может быт ь использован в народном хозяйстве на электромашиностроительных заводах про- изводящих крупные электрические машины постоянного или переменного тока.

Формула изобретения

15 Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ю 520669, кл. Н 02 K 1/22, 1975.

2. Патент ФРГ V 956075, 2о кл. 21 4 50, 1957.

Ротор электрической машины содерI жащий сердечник с пазами на внутренней поверхности, остов с пазами и брусьями на наружной поверхности и закрепляющие серДечник с натягом на остове расположенные с чередованием разъемные клинья, имеющие встречный уклон и тангенциальные и радиальные плоскости упора, о т л и ч а ю щ и Йс я тем, что, с: целью упрощения конструкции, снижения трудоемкости изготовления и улучшения эксплуатацион-, ных характеристик, сердечник выполнен с углубленными пазами, в которых раз " мещены клинья; имеющие радиальные плоскости упора на дне пазов и на наружной поверхности бругьев остова, а клинья с тангенциальной плоскостью упора установлены попарно в пазах сердечника и остова °

985884

Составитель Н. Сухоярская

Редактор А. Огар Техред Е.Харитончик Корректор. А. Ференц

Заказ 10178/74 Тираж 72! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул . Проектная, 4