Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

< >985916

Союз Советсннк

Социалистических

Республик

G ll N C A H H K

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

Г=--г г

У (6l ) Дополнительное к авт. санд-ву № 519833 (22) Заявлено 09.06.81 (21) 3299906/2 4-07 с присоединением заявки ЛЪ— (23) Приоритет—

Опубликовано30.12.82. Бюллетень Юе48

Дата опубликования описания 03.01.83 (5! )М. Кл .

Н 02 Р 5/06

Гооударстокннь и квинтет

СССР оо делам изобретений н отнрытнй (53) УД К621.316. .718. 5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. М. Садовников, Ю. № Иржак и Ю. А. Девяткин

1 от Ц Щ2!т Ьа

Ъ аЛТИтИ0- ъ о 7 тая

Московский ордена Трудового Красного Зн инженерно-строительный институт им. В. В

АЛЕХИН .В.Е- "Ф @-" (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ТОКА В РЕВЕРСИВНОМ

ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и мсекет быть использовано в элек-. троприводах копающих механизмов одноковшовых экскаваторов, кранов и других механизмов.

По основному mr. св. № 519833 известно устройство для ограничения тока в реверсивном электропрнводе постоянного тока по системе управляемый преобразователь — двкга гель, содержащее датчик тока якорной цепи двигателя, обмотки управления преобразователя, стабилитрон, делитель напряжения, вентильный мост, к одному из зажимов которого через резисторы подключены эмиттер и база транзистора, вентильный мост подключен к выходу датчика тока,база транзистора через стабилитрон подключена к подвижному контакту делителя напряжения, включенного на выход моста, коллектор транзистора подключен к общей точке соединенных встречно двух дополнительных вентилей,,а вторые

2 выводы этих вентйтей через обмотки преобразователя присоединены к разноименным выводам датчика тока (1)

Извес гное устройство обеспечивает формирование экскаваторных характеристик со значением тока отсечки, не зависящим от величины .задающего сигнала.

Это приводит к тому; что при промежуточных положениях задатчика скорости привода величина стопорного тока и, соответственно,стопорного усилия тем меньше,чем меньше величина задакзпего сигнала привода. Однако процесс копания обычно проходит на промежуточных скоростях приводов копающих машин.

Снижение величины стопорного тока при копании на промежуточных скоростях вызывает уменьшение толтпины стружки, снимаемой ковшом, и приводит к уве20 личению длительности процесса коттаттия и снижению производительности привода.

Йель изобретения — повышение производительности электропривода.

3 98591

Иостаиюиная дель достигается тем, что в устройство введены задатчик скорости, дополнительный вентильный мост и дополнительный делитель напряжения, причем вход дополнительного вентильного моста черездополнительныйделитель напряжения подключен к выходу задатчика скорости, а его выход последовательно с делителем напряжения включен на выход вентильного моста. Щ

На чертеже изображена схема устройства для ограничения тока.

Устройство для ограничения тока в реверсивном электроприводе постоянного тока содержит датчик 1 тока якорной цепи электродвигателя 2, обмотки 3 и 4 управления преобразователя 5, стабилитрон 6, делитель 7 .напряжения, вентильный мост, собранный на диодах 8 — 11, к одному из зажимов которого через 20 резисторы 12 и 13 подключены эмиттер и база транзистора 14, вентильный мост подключен к выходу датчика 1 тока, база транзистора 14 через стабилитрон ! 6 подключена к подвижному коктакту дели 6 теля 7 напряжения, включенного на выход моста, коллектор транзистора 14 подключен к общей точке соединенных встречно вентилей 15 и 16, а вторые выводы вентилей 15 и 16 через обмотки 3 и 4 зо преобразователя присоединены к разноименным выводам датчика 1 тока.

Вход дополнительного вентильного моста

17 через дополнительный делитель 18 напряжения., подключен к выходу задатчика 19 скорости с задающими обмотками 20 и 21, а выход дополнительного вентильного моста соединен последовательно с делителем 7 напряжения и вклю

40 чен на выход вентильного моста, собранного на диодах 8 — 11.

Устройство работает следующим образом.

Выходное напряжение, пропорциональ ное току якоря, снимается с участка

45 якорной цепи. Если полярность выходного напряжения устройства для ограничения тока такова, что к обшей точке диодов 8 и 10 приложен плюс, а к. общей

1очке диодов 9 и 11 — минус и величина тока якоря достигает значения,при котором напряжение, снимаемое с части делителя 7 равно напряжению пробоя стабилитрона 6, в цепи базы транзисто ра появляется ток, который протекает по слецующей цепи: диод 8 — дополнительный вентильный мост 17 - верхняя часть делителя 7 - стабилитрон 6 — база

6 4 эмиттер транзистора 1 4 — резистор

12 - диод 11. При этом транзистор

14 открывается и через обмотку 3 протекает ток по следующей цепи: начало обмотки 3 — вентиль 15 — коллектор— эммитер транзистора 14 — резистор 12диод 11. Появление тока в обмотке 3 приводит к уменьшению напряжения преобразователя 5 и. ограничению тока якоря двигателя. В. качестве преобразовагеля 5 может быть применен генератор постоянного тока.

Если цощ рность напряжения противоположна, т.е. к обшей точке диодов 8 и

10 приложен минус, а к общей точке вентилей 9 и 11 — плюс, то при достижения током заданного значения его ограничение производится с помощью обмотки 4 управления преобразователем.

При этом транзистор 14 открывается за счет прохождения тока по цепи: диод 9 — дополнительный вентильный мост 17 — верхняя часть делителя 7 напряжения — стабилитрон 6 — база— эмиттер транзистора 14 — резистор 12— диод 10. После открытия транзистора

14 ток протекает через обмотку 4 по следующей цепи: конец обмотки 4 — вентиль 16 — коллектор — эмиттер транзистора 14 — резистор 12 — диод 10.

Вследствие того, что обмотки 3 и

4 включены согласно при рассматривании полярности входного сигнала, ток в цепи обмотки 3 протекает от ее конца к началу. Таким образом, обратная связь по току при любой его полярности всегда остается отрицательной. Зта отрицательная связь вступает в действие, когда падение напряжения 0 на участке от подвижного контакта делителя 7 по общей точке диодов 40 и 11 становится больше напряжения ОСТ пробоя стабилитрона 6.

Падение напряжения U на участке ! от подвижного контакта делителя до обшей точки диодов 10 и 11 определяется

И, О,, О =Ег - „ге р и где I — значение тока, протекающего через делитель 7; — общее сопротивление делителя;, г — сопротивление части делителя от подвижного контакта до общей точки диодов 10 и 11;

0, — напряжение на выходе вентильного моста, равное напряжению на выходе датчика 1 тоK8

5 988

Ц вЂ” напряжение на выходе задатчика 19 скорости;

К вЂ” коэффициент передачи дополнительного делителя 18 напряжения. 5

Величины сопротивления г и гу выбиракл, исходя из условия равенства напряжения O напряжению Ocr пробоя стабилитрона 6 при отсутствии задающего сигнала О и при напряжении Ирт, 1й прсшорциональном стопорному току якорной цепи привода подъема. При наличии задающего сигнала стабилитрон 6 пробивается при токе якорной цепи, меньшем стопорного. Поскольку напряжение пробоя стабилитрона 6 определяет ток отсечки механической характеристики привода, то при возрастьнии задающего сигнала, ток отсечки будет уменьшаться, а стопорный ток будет оста- 20 ватная постоянным. Наклон крутопадающей части внешней характеристики привода определяется таким образом,в основном, значениеМ коэффициента передачи дополнительного делителя 18 25 напряжения.

916

Таким образом, применение предлагаемого устройства позволяет повысить не только производительность, например, экскаватора, -но и надежность его в работе.

Ф ормула изобретения

Устройство для ограничения тока в реверсивном электропривоае постоянного тока по авт. cs. No 519833, о т л и— ч а ю щ е е с я тем> что, с цепью повышения производительности электропривода, оно снабжено эадатчиком скорости, допопнительным вентильным мос- . том и дополнительным делителем нипряжения, причем вход допсцппггельного вентильного моста через дополнительный делитель напряжения подключен к выходу задатчика скорости, а его выход последовательно с делителем напряжения включен на выход веитильного моста.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Авторское свидетельство СССР

N 519833, кл. Н 02 P 5/06, 977.

985916

Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ. 10180/75

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель М, Кряхтунова

Редактор А. Огар Техред М Тенер Корректор H. Король