Передвижное устройство возбуждения поперечных сейсмических волн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПЕРЕДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗ БУВДЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН, содержащее транспортное средство с платформой, накопитель энер / /// ////// /// ///////// //у /// //у/// /// /// /// «д.; гии, электродинамический возбудитель колебаний, включающий преобразователь , по обеим сторонам которого закреплены излучающие плиты, связанные шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота параллельно и перпендикулярно к средней продольной плоскости устройства , пуЛьт управления и механизм спуско-подъема возбудителя колебаний , отличающееся тем, что, с целью повьшения производитель ности устройства путем повьшения надежности и упрощения подъема и фиксации возбудителя колебаний на транс портном средстве,каждая-, излучающая плита снабжена направляющим роликом и опорой со сферическим торцом, эксцентрично посаженной на многошлицевый вал, а на платформе транспортного средства расположены ловители с заборной частью, на которых установлены фиксаторы опор со сферическим торцом.
ССЮЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАВИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„986191 (5114 G 01 V 1/053
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ"
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ГЮ ДЕВАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПИЙ (21) 3248625/18-25 (22) 20.02.81 (46) 23.07.85. Бюл. 27 (72) С.Г.Осятинский, А.И.Иакогон, И.Ç.Лившиц и А.Н.Беседин (7 1) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти
Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (53) 550 ° 834 (088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 475580, кл. G 01 V 1/147; 1966 °
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ф 2783921/18-25, кл. G 01 Ч 1/053, 1979.
3. Авторское свидетельство СССР по заявке 8 2887441/18-25 (028976), кл. С 01 V 1/053, 1980 (прототип). (54)(57) ПЕРЕДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ
ВОЛН, содержащее транспортное средство с платформой, накопитель энергии, электродинамический возбудитель колебаний, включающий преобразователь, по обеим сторонам которого закреплены излучающие плиты, связанные шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота параллельно и перпендикулярно к средней продольной плоскости устройства, пульт управления и механизм спуско-подъема возбудителя колебаний, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности устройства путем повышения надежности и упрощения подъема и фиксации возбудителя колебаний на транспортном средстве, каждая; излучающая плита снабжена направляющим роликом и опорой со сферическим торцом, эксцентрично посаженной на многошлицевый вал, а на платформе транспортного средства расположены ловители с заборной частью, на которых установлены фиксаторы опор со сферическим торцом.
Изобретение относится к раз» еггочнОй геофизике и п»Рдназначено дл» возбужг(ени"-; сейсмических сигнало:;, в -.астности поперечных Ro. H! R гру!i те, Известны электродинамиче к; :«с— точники возбуждения (c)f3c)3è>fpcких пульсов, дейстHHe;
ИЗВЕСТЕН таКжЕ ЭЛЕКТГ>зди -:а;-«Г«»г.о кий источник возбуждения. )! Ков.— ром для обеспечения удобс ва,, -);,-<— плуатации и повыш(ния производит(. ьности электродинамическ:fff пре(;(, зо атель установлен па транспо;г>1!.м средстве. На тра«И пор" íîì средсг«е размещены пульт утравления, нак:)llf!—
ТЕЛИ ЭНЕРГИИ, МЕХПНИЗМЫ ПОГСЬЕМа;)РРобразователя„его (риксации и,;r(p— жания в тра««г«портном положении 11
Однако эти устройства неэфф(ктивны для возбуждения поперечных ..Сйсмлческих вол :, Наиболее близк««м к изобрете««и«с техническим решением яв«-яе гс . Пер движное устройство Po .!)óæäå!HE« нов
ПЕРЕЧНЫХ СЕйСМИЧЕ: КИХ ЬО:«Н) С ол-: Pжащее трап!.портное средство,. -П.«атформой, на (опитель 3нерг-и«, элек- «одинамический возбудите««ь колеб> .i«!",;, Вкл«(>«а«(>в«ий преобразовате 11;, по рб и .
СТороНам f(OTopol 0 3BKpPII!I(f f! ««ьгг чающие плиты, связанные «««аг)«««тр«п «.«и тягами с транспортным сре,!,! вам с возмох<ностью пог-:opoTä .:. pfö-: —,e!
H перпендикулярно к сp!.=. «f!(.Й 1>,)О— допьной плоскости устройс- ва. Пульт управления „механв зм спу(кк» вЂ” ;опт,сма Возбудителя ко..баний,.")„|
Недостатком устройства н::1 Ртся сложность, трудоемкость и н .и!— дежность подъема hooáóëèòpëE>1 колебаний на транс lop íoå c ) 01!(TВ(>, Цель изобретения — повн)ш"-нве производительности работь: устройства путем повышения падеж»ос-.и и упрощения подъема и фикса: >.-и; 13)3будителя колебаний па транспортном средстве.
Поставленная цель дос 1111-AB гс.я тем, что в передвижном устро;«стве возбуждения поперечных сейсмических волн, содержащем транспорт: ое -ледство с платформой, накопитель =.!Ppгии, электродинамическ-«й »оз-бу:f! г .>i, (oãf(бани.. 1 Вк:пячающий преоб: .>э атель, по обеим сторонам ко-
) о .«акр Рпл епы 11)п«ть«, с вязанные
:: -«п«рвыми т>«гамп с транспортным
:> .р,l; твом с возмож»остью гговорота
«,: спт«с:«ьпо и; рпендикулярно к сред>:,; и пр,>zu;ff,:«of« I!(fucvости устройст— пу".ьт управ.:«ения и механизм
СП ИСК» — ПО ЪРМа pf>ÇáóäEITÅflÿ КОЛЕбав.«.3, -:; жда . Нэлу!«аю>1«ая и тита снаб— (::1:1 0!Iop... со сферическим торцом, ) кспе»три гно посаже«шой на много. f . ! fP ВЫЙ !«а 1 и НаПГ)аВЛяк)шиM г)ОЛИКО««
> 1
1«а платформе траспортного сред— . тва р lcположены г:овители с забор1:ой,ACTI;« г«а которых установлсн":
«1(;:-)т )р. о«»р c(> сфери!«Рок«гч -!Op,"! .
«, Гг!)ГМO! f f 3) ОП!)Р! i СО C,ôPPÈ× (. С КИМ
211 т:, р «> коl«Pнт;>ично по .а,-.(енггой на
>fH:» ()f:f1IEfffåRHй f3à i, обеспгчивается быстрая и надежная фиксация излуча .«ей при раэличн,х углах вхождения и): в грунт. А ловители совместно с .! > н,«пр,.«R-Вщими роликами и с«ЬерическиГ.г Г«)РЦЗК«1 . О-.:ОР ООЕСПЕЧИВаЮТ ОРИ— .", i 1 (, 111 I!0 и !»«! > б р а з () В а т е I Ef
", ->у:R;(>ff;, мп плита"!EI при отклонении г)Т С i) -, «З -:! !IP O>IO(IE. Но>! П!1ОС КОСТИ В
);1:;f)опе;се «10«тт ема. 1а ф;«1. „ f — г) ilpp, )(.. -.аэ-:Ipf«f,f СХЕ>.«а .if-РРЛВ;«жНОГО yCТРпйггтва И КОЧСтРУК— ! «> 3.1(1 IQHTоR В рабоч .««««Tp3H
; i. . Пом по. «Ож(вин х, Устрo 1«:тВО разы(>ш(но l!R транспорт. !
f(1м эе «ст ВР, на:1; и..«ер автомоби.ге 1.
Н» его . .:-;;-pop.. å OE«o»т;;.poRaH>=! пуль!
;правления 2, нак пители энергии 3
:1«ха 1«из. >дъема 4 и 1»Hòеги 5
РВСВОЛОЛ(Р««! ЫЕ СИ."«МЕТР!«НО глтНОСИГЕЛЬ: . > Р >, (Р и П 1) О;1 Ол ь Н 0 и ПII o C f! O С Т И мР )щ Ep =.,>борну (1)асширенную) часть
Вх ) ..и."я пап; ав:тения излv):ÿþùèõ
; 1: «и т г) rc o т o p û Ð ж p c T f(o c В я 3 а н h! Г пресс:.раэователсм 7 и «гарнирно с трансп! лт нь«м средством 1 при г>омощи †:яг Я и 9. Тяга 8 имеет Возможность «AH> Tb (B(;!, ДВИНУ, а C.IPRO!!(«ÒP«II.ÍO„ и угол Вхождения fiэлучающих плит г3 землю, На из !y»af«щих плитах 6 смонтиг)ова«ь. Вращающиеся ролики 1О и опоры
1 экг flpf«T ýè)f>fo по(ажР««ныР «л много шлип вой «ал 12 и имея)щие САерическую
;of)»oRyv»foвРрхн(;сть. Заде.гка 13 сна бже на и риг«:д(м 14, обеспечивающим ее Il(>f«opoT. f) тр:«н<-RopтHOE! и;-,л >жении
3з 11(К 1 ) yrfff;) (:Т(я -.11«И -С!«ОМ В
3 98619 опору 11, а другим-в упор 15 ловите- ля 5.
Устройство работает следующим образом.
В месте проведения геофизических исследований излучающие плиты 6 заглубляются в землю перемещением транспортного средства вперед. Для этого механизмом подъема 4 приподнимаются излучающие плиты 6 и происхо- 10 дит освобождение защелки 13 от опоры 11, Приводом 14 защелка устанавливается в положение, при котором излучающие плиты 6 свободно опускаются на землю, образуя своим осно- 15 ванием заданый острый угол вхождения, необходимый для самозаглубления плит в грунт. Этот угол вхождения может быть обеспечен единственными радиусом R поворота излучающих плит и 20 положением опоры 11 на валу 12.
Для удержания излучающих плит 6 в транспортном положении необходим контакт опор 11 с защелками 13. Обеспечение этого контакта выполняется 25 опорами 11, эксцентрично посаженными на многошлицевый вал 12. Регулировка эксцентриситета в зависимости от угла вхождения излучателей в грунт и радиуса R производится путем пе- 30 рестановки опор 11 на шлицах вала 12, При эаглубленных в грунт излучающих плитах б от накопителя энергии
3 на преобразователь 7 подаются электрические импульсы, которые преобразуются в механические импульсы, передаваемые в грунт с помощью излучающих плит 6.
1 4
В процессе работы эти колебания, "расшатывая" грунт, отклоняют излучающие плиты от средней продольной плоскости устройства. Кроме того, в процессе подъема отклонения от этой плоскости могут давать и неровности поверхности грунта, на котором установлено устройство.
Отклонение от средней продольной плоскости излучающие плиты 6 направляются заборной частью ловителей 5, по которой перемещаются ролики 10.
При подъеме и повороте излучающих плит 6 для исключения их колебаний в поперечном направлении дополнитель— но используются опоры 11, сферическая торцовая поверхность которых входит в контакт с боковой поверхностью ловителей 5.
Повернувшись на заданный угол, излучающие плиты б останавливаются.
Включается привод 14 и поворачивает защелку 13 до соприкосновения с упором 15. Излучающие плиты опускаются механизмом подъема 4 до соприкосновения опоры 11 с защелкой 13. Таким образом происходит их установка в транспортное положение.
Использование изобретения позволит повысить производительность сейсморазведки за счет сокращения затрат времени на спуско-подъем возбудителя колебаний и более простой и надежной его фиксации при транспортировке.
986191
Составитель Н.Чихладзе
Редактор С.Титова Техред Т.Фанта Корректор И.Муска
Заказ 4515/5 Тираж 748 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4