Механизм поворота и фиксации делительных устройств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К 48ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ рв986728
Союз Советских
Соцкалнстнческни
Республик (6t) Дополнительное к аат. свид-ау (22) Заявлено 080431 (21) 3271767/25-08
)$)) jg @II 3 с присоединением заявки Йо
В 23 ч 17/02
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 070133. Бюллетень йо 1
Дата опубликования описания 070183 (33) УДК 62-589. 8 (088.8) Г.С.Низамов и В.В. Шумих (72} Авторы изобретения (71) Заявитель
{54) МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА И ФИКСАЦИИ ДЕЛИТЕЛЬНЫХ
УСТРОИСТВ
Изобретение относится к машиностроению.
Известны механизмы поворота н фиксации делительных устройств, содержащие планшайбу,на осн которой распрложено центральное зубчатое колесо, находящееся в постоянном зацеплении с двумя основными зубчатыми колесами, ползун, установленный в направляющих корпуса с возМожностью возвратно-поступательного перемещения, на боковых сторонах которого параллельно перемещению выполнены две рейки, поочередно входящие в кинематическую связь с двумя доПолнительными зубчатыми колесами, установленными соосно основным (1 ).
Эти устройства недостаточно надежны при фиксации, особенно заготовок . с значительной массой, обладающих большой инерционностью.
Цель изобретения - повышение надежности фиксации при инерционных нагрузках.
Для этого механизм снабжен водилом для поочередного расцепления дополнительных зубчатых колес с рейками, установленным на оси планшайбы с возможностью поворота, на симметричных плечах которого расположены жестко связанные между собой основные и дополнительные зубчатые колеса, причем оси основных и дополнительных колес расположены таким образом, что зазор между наружными поверхностями дополнительных колес и рейками меньше, чем высота их зубьев.
На фиг. 1 изображен механизм пово1п -рота и фиксации делительных устройств на фиг. 2 - разрез А-A фиг. 1.
В корпусе 1 на оси 2 установлена планшайба 3, жестко связанная .с центральнъм зубчатьви колесом 4. На той же оси, с возможностью поворота до жестких упоров 5 и 6, установлено водило
7, выполненное заодно с рычагом 8.
На водиле установлены основные зубчатые колеса 9 и 10, находящиеся в постоянном зацеплении с центральным ,зубчатым колесом 4, и жестко связанные с основными дополнительные зубчатые колеса 11 и 12.
B направляющих 13 корпуса установлен ползун 14 с двумя зубчатыми рейками 15 и 16, закрепленными симметрично оси полэуна, который связан со штоком 17 пневмо- или гидропрнвода (на чертеже не показан). Ползун имеет возможность перемещения до регулируемых упоров 18 и 19 в корпусе.
986728
Механизм работает следующим образом. При движении штока 17 пневмоили гидропривода ползун 14, перемещаясь, своей зубчатой рейкой 16 вэаимодейСтвует с дополнительным зубчатым колесом 12. Установленное соосно.с ним основное колесо 10 через центральное колесо 4 приводит во вращение планшайбу 3.
При достижении ползуном регулируемого упора 18 вращение планшайбы 3
3 прекращается. Поворотом рычага 8 до жесткого упора 6 зубчатое колесо 12 выводится иэ зацепления с рейкой 16.
Одновременно зубчатое колесо 11 вво- дится в зацепление с рейкой 15 и тем самым фиксирует планшайбу 3 относительно этой рейки, причем окончательный выход колеса 12 из зацепления с рейкой 16 происходит только тогда, когда колесо 11 входит в частичное зацепление с рейкой 15, т.е. фиксированное положение поворачиваемого элемента находится под постоянным контролем одной из реек. При движе- . нии штока 17 и полэуна 14 в обратную 25 сторону до регулируемого упора 19 планшайба 3 поворачивается на одно деление в.ту же сторону с помощью рейки 15, колеса 11 и соосно ему установленного колеса 9, находящегося 3Q в постоянном зацеплении с .колесом 4.
Таким образом, за каждый ход иггока планшайба 3 поворачивается на одно деление. В предлагаемом механизме с началом движения штока сразу же на- З5 .чинается вращение планшайбы, а конец хода штока совпадает с окончанием ее вращения эа .счет того, что одно из дополнительных зубчатых колес всегда. находится в зацеплении с рей.кой.
Формула изобретения
Механизм поворота и фиксации делительных устройств, содержащий планшайбу, на оси которой расположено центральное зубчатое колесо, находящееся в постоянном зацеплении с двумя основными зубчатыми колесами, ползун, расположенный в направляющих корпуса и установленный с возможностью возвратно-поступательного перемещения, на боковых сторонах которого, параллельно перемещению, выполнены две рейки, поочередно входящие в кинематическую связь с двумя дополнительными зубчатыми колесами, установленными соосно основным, о т л ич а ю.шийся тем, что, с целью повышения надежности фиксации при инерционных нагрузках, механизм снабжен водилом для поочередного, расцепления дополнительных зубчатых колес с рейками, установленным на оси планшайбы е возможностью поворота, на симметричных плечах водила расположены жестко связанные между собой ос" новные и дополнительные зубчатые колеса, причем оси основных и дополни-. тельных колес. расположены так, что зазор между наружными поверхностями дополнительных колес и рейками меньше высоты их зубьев.
Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе
1. Джонс Ф.Д., Хортон Х.Л. Механизмы автоматического действия. ГHTHMJI, М., 1961, с. 245 фиг. 184.
986728
Составитель В.Кутурин
Редактор Б.Федотов Техред О.Неце Корректор M,Êîñòà
Заказ 10403/22 Тираж 758 Подписное .
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4