Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социапистичесиик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51) Дополнительное к авт. свид-ву(51)М. Кл.
В 60 L 15/08 (22)Заявлено 31.07.81 (21} 3327688/24-11 с присоединением заявки №(23) Приоритет
9аудорстоаеый комктот
СССР ве долом юобретеннй я открытой
Опубликовано 07.01.83. Бюллетень № (53) УД К621 ° 313 (088. 8) Дата опубликования описания 07.01..83,1
А.В.Плакс,В.А.Елсуков, А.С.Иазнев и Ю.А;Невцов (72) Авторы изобретения E
Ленинградский ордена Ленина институт инженеров-- . железнодорожного транспорта им, акад. В. Н. Образцова (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО Ш}Я РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Изобретенйе относится к области тягового электропривода транспортных средств и может бить применено на электроподвижном составе с двумя группами тяговых электродвигателей.
Известно устройство для регулирования скорости электроподвижного состава, содержащее тяговые электродвигатели, обмотки якорей и возбуждения которых соединены послецовательно через главные тиристоры, шунтированы диодами и подключены к источнику питания через контактор, коммутирующие конденсатор и реактор, связанные с анодами главных тиристоров, коммутирующие тиристоры, соединенные в последовательную цепь зарядные реактор и тиристор, включенную между полюсом источника питания и коммутирующим конденсатором, перезарядные тиристор и диод и обратный диод С1 3.
Недостаток известного устройства заключается в том, что узел комму2 тации выполнен по мостовой схеме, то есть имеет большое число тиристорных групп, что ведет к усложнению схемы управления и как след-.
5 стене - к снижению надежности работы устройства в целом.
Цель изобретения - повышение надежности работы путем упрощения устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в укаэанном устройстве катоды коммутирующих тиристоров соединены с одной из обкладок коммутирующего : конденсатора, а катоды главных тирикторов - с одним.из выводов коммутирующего реактора и катодом перезарядного тиристора, при этом перезарядный диод соединен анодом с катодом перезарядного тирисго тора, а катодом - c анодом зарядного тиристора.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства.
3 98681
Устройство состоит из двух групп тяговых двигателей постоянного тока, обмотки 1 якорей и обмотки 2 возбуждения которых соединены между собой главными тиристорами 3 и подключены контактором 4 к источнику 5 питания.
Обмотки электродвигателей шунтированы диодами 6 и 7. Последовательно соединенные коммутирующие конденсатор 8 и реактор 9 подключены через 1о коммутирующие тиристоры 10 к электродам главных тиристоров 3 и шунтированы перезарядным тиристором ll. Конденсатор 8 соединен также с источником питания через зарядные реак- lS тор 12 и тиристор 13. Перезарядный диод 14 шунтирует коммутирующие конденсатор, реактор и зарядный тиристор.
Для осуществления рекуперативного торможения между точкой соединения обмо" ток 2 возбуждения с отрицательным полюсом источника 5 питания и точкой соединения обмоток 1 якорей с контактоюм 4 включен обратный диод
2S
Для расширения диапазона регулирования скорости устройство может быть дополнительно снабжено контактором 16, шунтирующим обмотки 2 возбуждения тяговых электродвигателей, и разделительными диодами 17, включенными между катодами главных и перезарядного тиристоров.
Устройство работает следующим образом.
В тяговом режиме замыкается контактор 4 и начинает работать импульсный преобразователь. Регулирование напряжения на двигателях достигается широтно-импульсным ме— тодом изменением коэффициента открытого состояния главных тиристоров
3 до выхода тяговых двигателей на автоматическую характеристику.
Перед запиранием главного тиристора 3 происходит заряд коммутирующего конденсатора 8 через тиристоры 10 и 13, коммутирующий реактор 9 и перезаряд через тиристор ll и коммутирующий реактор 9. Запирание главных тиристоров 3 осуществляется при отпи- в рании коммутирующих тиристоров 10 по цепи: 1,+ ) коммутирующего конденсатора 8 - реактор 9 - главный тиристор 3 — коммутирующий тиристор
10 - (— ) коммутирующего конденсатора 8.
Маневровый режим реализуется при снятии управляющих импульсов с глав0 4 ных тиристоров 3 за счет перезаряда коммутирующего конденсатора 8 поочередным отпиранием коммутирующих тиристоров 10 и тиристоров 11 и 13.
Ток нагрузки маневрового режима регулируется от нуля до значения, соответствующего полному перезаряду коммутирующего конденсатора 8 током нагрузки за счет изменения момента отпирания коммутирующих тиристоров
10 относительно момента отпирания зарядного тиристора 13.
Для осуществления рекуперативного торможения с независимым возбуждением размыкается контактор 4 и реверсируются обмотки 1 якорей тяговых двигателей. Ток возбуждения регулируется узлом коммутации. В интервале перезаряда коммутирующего конденсатора
8 при отпирании тиристора 13 отпираются тиристоры 10 соответственно.
Ток якоря тягового двигателя при этом протекает по цепи: обмотка 1 диод 6 - источник 5 питания — обратный диод 15.
Переход в режим рекуперативного торможения с последовательным возбуждением тяговых двигателей осуществляется отпиранием главных тиристоров 3 с последующим их запиранием узлом коммутации. В открытом состоянии главных тиристоров 3 происходит закорачивание обмоток 1 якорей тяговых двигателей через обратный диод 15.
После запирания главных тиристоров
3 происходит отдача энергии источнику
5 питания по цепи: обмотки 1 — диод
6 - источник 5 питания — диод 15.Ток, обмоток 2 возбуждения замыкается через диоды 7.
Кроме того, после выхода двигателей на автоматическую характеристику замыкается контактор 16. Для ослабления возбуждения тяговых двигателей поочередно отпираются тиристоры 13, 10 и 11, что соответствует минимальному ослаблению возбуждения.
Увеличение глубины ослабления возбуж" дения достигается изменением момента отпирания тиристоров l0 относительно отпирания тиристора 13 до величины, определяемой полным перезарядом коммутирующего конденсатора. 8 током нагрузки через тиристоры 10 с последующим дозарядом через тиристор 13 и перезарядом через тиристор 11;
Подключение тиристоров, диода, коммутирующих конденсатора и реактора
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 10413/26 Тираж 673 Подписное филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 9868 узла коммутации в соответствии с указанным в формуле изобретения позволяет упростить схему и повысить надежность ее работы за счет сокращения числа тиристорных групп. Тиристоры
11 и 13 работают с удвоенной частотой по сравнению с рабочей частотой главных тиристоров 3, но указанное обстоятельство не вызывает какихлибо практических трудностей, так каков среднее значение тока тиристоров 11 и 13 составляет не более 10-203 тока главных тиристоров.
Предлагаемое устройство имеет следующие технико-экономические пре- ts имущества по сравнению с базовыьГ объектом по авт.св. СССР М 509474, внедренном в 1978 году на Ленинградском метрополитене. расширение функциональных возмож- щ ностей схемы в режиме тяги и электри. ческого торможения за счет дополнительной реализации регулирования тока,. маневрового режима, независимого возбуждения тяговых двигателей и ослабления возбуждения s тяговом и тормозном режимах.
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава, содержащее тяговые электродвигатели, обмотки якорей и возбуждения которых соединены последовательно через главные тиристоры, шунтированы диодами и подключены к источнику питания через контактор,коммутирующие конденсатор и реактор, связанные с ано" дами главных тиристоров, коммутирующие тиристоры, зарядные реактор и тиристор, соединенные последовательно в цепь, включенную между полюсом источника питания и коммутирующим конденсатором, перезарядные тиристор и диод, и обратный диод, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем упрощения устройства, катоды коммутирующих тиристоров соединены с одной из обкладок коммутирующего конденсатора, а катоды главных тиристоров - с одним из выводов коммутирующего реактора и катодом перезарядного тиристора, при этом перезарядный диод соединен анодом с катодом перезарядного тиристора, а катодом - с анодом зарядного тиристора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2757063/24-11, кл. 8 60 L 15/08, 1979 (прототип).