Колесное транспортное средство для работы на склонах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Соеэ Советснык
Соцыапыстычесиык
Республик (iu986815
{81) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 28.05.81 {21) 3329034/27-11 с присоединением заявки №
{23) Приоритет
Опубликовано 07.01.83. Бюллетень № 1 (5l)N. Кл.
В 62 Р 49/08
В 60 6 19/10
3Ьоударртвошый комитет
СССР ао делам иаобретеиий и открытий (53) УДК 629.11.
012 325.5 (088.8) Дата опубликования описания 10.01.83
П.В. Зепеный, В.П. Зарецкий и В.е.iйцкевыч,-.
k к
Белорусский ордена Трудового Красного Энамейтт-=« политехнический институт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ
РАБОТЫ НА СКЛОНАХ
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к крутосклонным тракторам.
Известен крутосклонный трактор, оборудованный механизмом выравнивания остова, содержащий два качающихся в продольных вертикальных плоскостях бортовых редуктора, снабженных приводом их поворота от управляемого автоматом-стабилизатором силового цилиндра двустороннего действия, один конец которого непосредственно шарнирно связан с корпусом одного из бортовйх редукторов, а другойс корпусом второго бортового редуктора (1).
Это устройство обладает недоста-. точной безопасностью работы из-за раскачиваний маятника автомата-стабилизатора под действием инерционных сйл.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является колесное транспортное средство для работы на склонах, содержащее механизм вертикального перемещения колес задне" го.моста посредством силового гидроцилиндра двойного действия, управляемого по двум каналам автоматомстабилизатором, имеющим маятниковый . датчик крена с гидравлическим демпфером, обе полости которого соединены
1о между собой через два последователь" но установленных дросселя и обратный клапан; подключенный параллельно одному из них .Г2 3.
Недостатком этого устройства яв"
15 ляется уменьшение клиренса при выравнивании на поперечном склоне и ограничение. колеей, лимитированной условиями проходимости в междурядиях. пропашных культур поперечного габарита кабины, вследствие необходимости обеспечения свободного пространства для перемещения колеса, вышерасположенного на склоне, вверх.
3 98681
Цель изобретения - улучшеняе эксплуатационных характеристик колесного транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что в колесном транспортном средстве для работы на склонах, содержащем механизм вертикального перемещения колес заднего моста посредством силового гидроцилиндра двойного действия, управляемого по двум каналам !О автоматом-стабилизатором, имеющим маятниковый датчик крена с гидравлическим демпфером, обе полости которого соединены между собой через два последовательно установленных дрос- l5 селя и обратный клапан, подключенный, параллельно одному из них, на магистралях, связь(вающих демпфер с дросселями, установлен двухпозиционный золотниковый распределитель с торцовыми полостями, которые порознь подключены к каналам силового гидроцилиндра.
На фиг. 1 изображена схема системы стабилизации остова транспортного средства; на фиг. 2 — транспортное средство на правом склоне; на фиг. 3 - транспортное средство на левом склоне.
Транспортное средство для работы на склонах содержит остов 1 с механизмом выравнивания, состоящим из поворотных бортовых редукторов 2 и 3, кинематически связанных один с другим посредством поворотно установ ленного на остове 1 поперечного вала
4 с кривошипами 5 и б на его концах.
Кривошип 5 шарнирно соединен с кораусок-поворотного бортового редуктора 3 через силовой цилиндр 7 дву40 стороннего действия, а кривошип 6 шарнирно соединен с корпусом поворотного бортового редуктора 2 посредством тяги 8. Штоковая и бесштоковая полости силового цилиндра 7 посредством трубопроводов 9 и 10 сообщены
45 с источником 11 давления, снабженным предохранительным. клапаном 12, и со сливом 13 через трехпозиционный гидравлический распределитель 14, золотник 15 которого шарнирно связан тягой 16 с маятником 17, подвешенным на. оси 18. Маятник 17 также связан с поршнем 19 двухполостного гидравлического демпфера 20, полости 21 и 22 которого гидравлически сообщены между собой через двухпозиционный золотниковый распределитель 23 и два последовательно соединенных pery5 4 пируемых дросселя 24 и 25, причем параллельно дросселю 24 подсоединен обратный клапан 26. Золотник 27 распределителя 23 снабжен фиксатором рабочих положений и управляется гидравлически от давления в полостях силового цилиндра 7. Полости силового цилиндра 7 связаны с двухпоЭиционным золотниковым распределителем 23 посредством трубопроводов
28 и 29. На остове 1 установлены такwe ограничители (упоры) 30 и 31, предназначенные для предотвращения поворота вверх относительно исход ного положения бортовых редукторов
2 и 3 с установленными на них колесами 32 и 33
Работает транспортное средство следующим образом.
При движении транспортного средства по горизонтальной поверхности остов 1, также как и маятник 17, занимает вертикальное положение. Маятник
17 при этом удерживает золотник 15 распределителя 14 в нейтральном положении, обеспечивающем запирание обеих полостей силового цилиндра 7 и подсоединение на слив 13 нагнетательной магистрали источника 11 давления. Правый 2 и левый 3 поворотные бортовые редукторы при этом занимают горизонтальное положение, опираясь на упоры 30 и 31, предотвращающие поворот редукторов, а следовательно, и перемещение колес 32 и
33 вверх. Давление в полостях силового гидроцилиндра 7 при этом отсутствует и золотник 27 распределителя
23 находится в одном из фиксированных положений.
При въезде транспортного средства на поперечный склон, например правый, остов 1 получает некоторый боковой крен и маятник 17 начинает поворачиваться вокруг оси 18 против часовой стрелки, перемещая вправо золотник 15 и поршень 19. Перемещаясь вправо, поршень 19 демпфера 20:выдавливает жидкость из полости 22 через золотник 27, обратный клапан 26, дроссель 25 в полость 21. Одновременно золотник 15 соединяет бесштоковую полость силового гидроцилиндра 7 с источником 11 давления и шток гидроцилиндра 7 начинает выдвигаться и поворачивать поперечный вал 4 с кривошипами 5 и 6, который посредством тяги 8 поворачивает бортовой редуктор 2 и перемещает колесо 32 г вниз, осуществляя выравнивание остова 1. Так как трубопровод 10 находится под давлением, то золотник 27 распределителя 23 находится в крайнем левом фиксированном положении. По мере выравнивания остова 1 маятник 17 начинает возвращаться в первоначальное положение и перемещает золот" ник 15 и поршень 19 влево. При этом поршень 19 выдавливает жидкость из полости 21 демпфера 20 через золотник 27 и дроссели 25 и 24 в полость
22. Когда остов 1. займет вертикальное положение, маятник 17 вернется в первоначальное положение и золотник 15 запрет полости силового гидроцилиндра 7, а нагнетательную магистраль источника 11 давления подсоединит на слив 13. Так как бортовой редуктор 2 уже не касается упора 30, а удерживается гидроцилиндром
7, то трубопровод 10 находится под давлением и золотник 27 распределителя 23 по-прежнему удерживается в крайнем левом фиксированном положении (см. фиг. 2). Если при движении транспортного средства по правому склону крутизна поперечного склона увеличится, остов 1 наклоняется вниз по склону и маятник 17, поворачиваясьщ против часовой стрелки, переместит золотник 15 и поршень 19 вправо. При перемещении вправо поршень 19 вытеснит жидкость иэ полости 22 через золотник 27, обратный клапан 26, дрос"
35 сель 25 в полость 21. При этом золотник 15 сообщит бесштоковую полость силового гидроцилиндра 7 с источником 11 давления, в результате .чего произойдет выравнивание остова l. По мере выравнивания остова 1 маятник
17 начинает возвращаться в первоначальное положение и перемещать вле" во поршень 19, который вытесняет жидкость из полости 21 через золотник 27, дроссели 25 и 24 в полость
22. Когда остов 1 займет вертикальное положение, маятник 17 вернется в исходное положение и золотник 15 запрет полости силового гидроцилинд50 ра 7, а нагнетательную магистраль источника 11 давления подсоединит на слив. Золотник 27 по-прежнему будет находиться в крайнем левом положении.
Если при движении транспортного средства по правому склону крутизна склона быстро уменьшится (например верхнее по склону колесо 33 ведет. в выемку), остов 1 наклонит5 98б815 6 ся вверх по склону и маятник 17 начнет поворачиваться по часовой стрелке и перемещать:золотник 15 и пор шень 19 влево. При этом поршень 19 начинает вытеснять жидкость из полости 21 через золотник 27 и дроссели
25 и 24 в полость 22. Так как гидравлическое сопротивление последовательно соединенных дросселей 25 и 24
10 больше чем сопротивление каждого из них в отдельности, то перемещение поршня 19 влево будет происходить медленно, обеспечивая некоторое запаздывание включения системы выравнивания остова транспортного средства. Если в это время крутизна склона не начнет увеличиваться (колесо
33 начнет выезжать из выемки), остов 1 начнет возвращаться в верти20 кальное положение и маятник 17 вернется в первоначальное положение не включив систему выравнивания остова. Если бы маятник 17 включил систему выравнивания, то после выез2$ да колеса 33 из выемки остов 1 оказался бы наклоненным вниз по скло" ну, что не безопасно особенно если бы в это время угол склона начал резко увеличиваться (например верхнее по склону колесо 33 наезжает на кочку).
При движении транспортного средства на левом поперечном склоне золотник 27 распределителя 23 будет нахо. диться в крайнем правом фиксированном положении (см. фиг. 3), так как на левом склоне под давлением находится трубопровод 9. Теперь запаздывание будет обеспечиваться при перетекании жидкости из полости 22 в полость 21 демпфера 20, т.е. будет запаздывание включения системы выравнивания остова на уменьшение склона при движении на левом поперечном склоне.
Выбором параметров дросселей 24 и 25 обеспечивается нужное запаздывание включения системы выравнивания остова транспортного средства и га" шение колебаний маятника.
Использование данного изобретения позволяет повысить безопасность работы на склоне, увеличить рабочие скорости движения, а следовательно, и производительность труда при работе на поперечном склоне. формула изобретения
Колесное транспортное средство для работы на склонах, содержащее
7 9868 механизм вертикального перемещения колес заднего моста посредством силового гидроцилиндра двойного действия, управляемого по двум каналам автоматом-стабилизатором, имеющим маятниковый датчик крена с гидравлическим демпфером, обе полости которого соединены между собой через два последовательно установленных дросселя с обратным клапаном, подключенным параллельно одному из них, о т л ич а ю шийся тем,.что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, на магистралях, связывающих
15. 8 демпфер с дросселями, установлен двухпозиционный эолотниковый распределитель с торцовыми полостями, которые порознь подключены к каналам силового гидроцилиндра, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2912656/27-11, кл. В 60 6 19/10, 1980.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2878788/27-11, кл. В 60 G 19/10, 1981 (прототип).