Рабочее колесо обратимой радиально-осевой гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социвпистических

Республик

„,>987155 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.07.81 (21) 3312876/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.01.83. Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 17.01.83 (51) М. Кл.

F 03 В 3/10

Гввударстаа»лык кем»тат

СССР (53) УДК 621.223 (088.8) IIo делам лзобрете»»» и вткрмтий

В. А. Колычев и А. Н. Удовиков

, 7 J и

Х

Харьковский ордена Ленина политехнический инстй у / им. В. И. Ленина (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОБРАТИМОЙ РАДИАЛЬНООСЕВОЙ ГИДРОМАШИНЫ

Изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к устройству обратимых гидромашин радиально-,осевого типа.

Известно рабочее колесо обратимой раI диально-осевой гидромашины, содержащее 5 верхний и нижний ободы, между которыми размещены лопасти с основными и периферийными частями, последние из которых установлены с возможностью перемещения (1) .

Недостатком известного рабочего колеса является то, что для обеспечения работы гидромашины с высоким КПД в турбинном режиме периферийные части лопастей убираются из проточной части в специальные карманы, установленные на периферии рабочего колеса, которые увеличивают его габариты, действующие напряжения и вес.

Цель изобретения — сокращение веса и габаритов рабочего колеса.

Для достижения поставленной цели в основной части каждой лопасти выполнена полость, соответствующая по внешним размерам контуру периферийной части, а в обоих ободах выполнены пазы, причем периферийные части лопастей установлены в этих пазах с возможностью радиального перемещения.

На фиг. 1 изображено рабочее колесо; продольный разрез; на фиг. 2 и 3 — сечение А — А на фиг. (сечение рабочего колеса соответственно в турбинном и насосном режимах работы гидромашины).

Рабочее колесо обратимой радиальноосевой гидромашины содержит верхний и нижний ободы 1 и 2, между которыми размещены лопасти с основными и периферийными частями 3 и 4, последние из которых установлены с возможностью перемещения, в основной части 3 каждой лопасти выполнена полость 5, соответствующая по внешним размерам контуру периферийной части 4, а в ободах 1 и 2 выполнены пазы 6, причем периферийные части 4 лопастей установлены в этих пазах 6 с возможностью радиального перемещения.

Рабочее колесо работает следующим образом.

При работе гидромашины в турбинном режиме требуется меньший диаметр рабочего колеса, чем при работе в насосном.

Поэтому в первом случае периферийные части 4 частично или полностью убраны в

987155

Формула изобретения

Составитель В. Князев

Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес. Корректор О. Билак

Заказ 10247/14 Тираж 498 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 полости 5 основных частей 3 лопастей, а при переводе гидромашины в насосный режим периферийные части 4 выдвигаются из полостей 5 в направлении, определяемом пазами 6, вплоть до максимально возможного диаметра рабочего колеса. 5

Такое выполнение рабочего колеса обеспечивает работу обратимой гидромашины в насосном и турбинном режимах с оптимальным КПД и способствует сокращению веса и габаритов.

Рабочее колесо обратимой радиальноосевой гидромашины, содержащее верхний и нижний ободы, между которыми размещены лопасти с основной и периферийной частями, последние из которых установлены с возможностью перемещения, отличаюи4ееся тем, что, с целью сокращения веса и габаритов рабочего колеса, в основной части каждой лопасти выполнена полость, соответствующая по внешним размерам контуру периферийной части, а в обоих ободах выполнены пазы, причем периферийные части лопастей установлены в этих пазах с возможностью радиального перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1061830, кл. F 1 С, опублик. 1977.