Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 08.07. 81 (21) 3318875/25-06

1 (511 М. Кл.з

F l5 В 11/22

В 66 0 5/28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621е525 (088. 8) Опубликовано 07.01.83. Бюллетень ¹ 1

Дата опубликования описания 07. 01. 83

Г.С. Бакрымов, Б. М. Бальберт, Н.Л. Бефйкови ЮеЮеКачуро н

/ -,и

Донецкое отделение Государственного;цфоекнтно конструкторского и научно-исследователь@кого института Гипроуглеавтоматизаци и..Донецксте1,, проиннодпиненное объединение по гоиндм9 :меидносироен/ ю Донецкгормаш (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ CHCTENA УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ

ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к пневмоав томатике и может быть использовано в пиевмоприводах управления тормозами шахтных подъемных машин с ре5 гулируемым торможением.

Известна пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины, содержащая тормозные цилиндры, регулятор давления с камерой управления, регулирующие клапаны, входы управления которых соединены с выходом задающего устройства, кинематически связанного с главным валом машины, трехлинейные клапаны, входы которых соединены с выходом ре- 15 гулятора давления, а выходи — с тормозными цилиндрами и через регули-рующие клапаны - с атмосферой, тор.мозную рукоятку с пневмопреобразователем и цепь защиты tll

Недостатками известной системы являются низкие безопасность и надежность из-за воэможности возникновения режимов резкого торможения и обрыва канатов при превышении машинистом допустимого усилия на тормозйой рукоятке.

Целью изобретения является повышение безопасности и надежности.

Указанная цель достигается тем, что система снабжена двумя реле сравнения, двумя триггерами с раз.дельными входами, логическим элементом ДА и тремя логическими элементами ИЛИ, причем выход пневмопреобразователя тормознрй рукоятки соединен с входом элемента ДА, выход которого соединен с одним из входов первого элемента ИЛИ, другой вход которого соединен с выходом задающего устройства, а выход соединен с камерой управления регулятора давления, управляющий вход элемента ДА связан с цепью защиты, соединенной с одним из входов второго и третьего элементов ИЛИ, .к другим входам последних через триггеры подключены выходы соответствующих реле сравнения, причем входы каждого реле сравнения соединены с двумя тормозными цилиндрами.

На чертеже изображена схема пневматической системы управления тормо-. зом шахтной подъемной машины.

Система содержит тормозные цилиндры 1 и 2, трехлинейные клапаны 3 и 4, регулирующие клапаны 5 и 6 и регулятор 7 давления — все с пневматическими камерами управления (на

987216 чертеже не изображены), цепь защиты, включающую электропневмоклапан 8 и электрическую цепь (на чертеже не изображена), тормозную рукоятку

9 с пневмопреобразователем 10, задающее устройство 11, кинематически связанное с главным валом подъемной машины (на чертеже не изображены), реле 12 и 13, триггеры 14 и 15 с раздельными входами, логический элемент ДА 16 и логические элементы

ИЛИ 17, 18 и 19. Тормозные цилиндры 1 и 2 через клапаны 3 и 4 соединены с выходом регулятора 7 давления, подключенного к источнику сжатого воздуха (на чертеже не изображен), и с клапанами 5 и б, выходы которых соединены с атмосферой. Выход электро-. пневмоклапана 8 соединен с управляю" щим входом элемента ДА 16 и через элементы ИЛИ 18 и 19 — с камерами 20 управления клапанов 3 и 4, к другим входам элементов ИЛИ 18 и 19 через триггеры 14 15 подсоединены выходы реле 12 и 13 сравнения, входы которых соединены с тормозными цилинд- 25 рами 1 и 2, Выход пневмопреобразователя 10 тормозной рукоятки 9 через элементы ДА 16 и ИЛИ 17 соединен с камерой управления регулятора 7 давления, выход задающего устройства .11 З0 соединен с камерами управления регулирующих клапанов 5 и 6 и с другим входом элемента ИЛИ 17. Рукоятка

9 имеет положения заторможено и расторможено, 35

Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины работает следующим образом.

В исходном состоянии давления в системе нет, подъемная машииа заторможена, клапаны 3 и 4 закрыты, регулирующие клапаны 5 и б открыты, тормозные цилиндры 1 и 2 соединены через клапаны 3-6 с атмосферой, тормозная рукоятка 9 находится в положении заторможено, регулятор 7 давления закрыт. I

При подаче от источника питания сжатого воздуха на вход регулятора 7 давления и замыкании цепи защиты подъемной установки (зарядке машины) включается электропневмоклапан 8, пневматический сигнал с выхода которого открывает. элемент ДА 16, соединяя выход пневмопреобразователя 10 тормозной рукоятки 9 с камерой управления регулятора 7 давления, а также через элементы ИЛИ 18 и 19 открывает клапаны 3 и 4, отсоединяя тормозные цилиндры 1 и 2 от регулирующих клапанов 5 и б и соединяя их 60 с выходом регулятора 7 давления. Для движения машины тормозная рукоятка 9 переводится в положение расторможено, пневматический сигнал с выхода пневмопреобразователя 10 про- 65 ходит через открытый элемент Дй 16 и элемент ИЛИ 17 в камеру управления регулятора 7 давления и открывает его, сжатый воздух из регулятора 7 через клапаны 3 и 4 проходит в цилиндры 1 и 2 и растормаживает машину.

При начале движения. машины задаю1 щее устройство 11 в зависимости от направления движения и профиля пути формирует аналоговый пневматический сигнал, который проходит в камеры управления регулирующих клапанов 5 и б и закрывает их с усилием, пропорциональным давлению первой ступени предохранительного торможения в тормозных цилиндрах 1 и 2.

По окончании движения машины тормозная рукоятка 9 возвращается в положение заторможено, при этом если она была переведена машинистом резко и сигнал на ее выходе стал равен 0, что соответствует резкому приложению полного тормозного момента при движении машины и вызовет недопустимо большое замедление, создающее аварийную ситуацию, тЬ за счет сигнала от задающего устройства 11, прошедшего в камеру управления регулятора 7 давления через элемент ИЛИ 17 вместо сигнала управления от тормозной рукоятки 9, торможение будет осуществляться с допустимым замедлени. ем.

При остановке машины сигнал с выхода задающего устройства 11 принимает значение 0, камеры управления регулирующих клапанов 5 и 6 и регулятора 7 давления соединяются с атмосферой, При необходимости в предохранительном торможении при движении машины разрывается электрическая цепь защиты, электропневмоклапан 8 выключается, в результате чего элемент

ДА 16 закрывается, отсоединяя тормозную рукоятку 9 от регулятора 7 давления, клапаны 3 и 4 закрываются, отсоединяя тормозные цилиндры 1 и 2 от регулятора 7 давления и соединяя их с клапанами 5 и 6. Давление воздуха в цилиндрах 1 и 2 резко падает до величины предохранительного торможения, подъемная машина затормаживается с допустимым замедлением. После остановки сигнал с выхода задающего устройства 11 принимает значение 0, клапаны 5 и б открываются, соединяя цилиндры 1 и 2 с атмосферой, тормозной момент при этом максимальный.

В случае отказа одного из регулирующих клапанов, например клапана

5,что повлечет за собой резкое падение давления воздуха в цилиндре 1 и увеличение его тормозного момента до максимума, реле 12 сравнения по достижении разности давлений в ци987216 линдрах 1 и 2 определенной заданной величины выдает дискретный сигнал, который поступает на вход триггера

14, запоминается им и через элемент ИЛИ 18 открывает клапан 3.

Цилиндр 1 соединяется с регулятором

7 давления, отрабатывающим на выходе ту же установку, что и регулирующие клапаны 5 и 6. Причем, если давление в цилиндре 1 упало ниже- заданного, регулятор 7 давления поднимает его до необходимой величины. Таким образом осуществляется дублировайие регулятором 7 давления неисправного клапана 5.

Сброс памяти триггеров 14 .и 15 с раздельными входами осуществляется сигналом, подающимся на нулевые входы триггеров по окончании предохранительного торможения.

Таким образом, в предлагаемой пневматической сйстеме режим предо.хранительного торможения имеет двухступенчатый характер, при этом торможение осуществляется с постоянным замедлением; величина тормозного момента первой ступени регулируется в зависимости от направления движения и профиля пути и обеспечивает заданное допустимое замедление, при котором исключается обрыв каната вследствие динамического удара; исключается воэможность аварии из-за неправильных действий — резкого рабочего торможения — машиниста подъемной установки, так как в любом случае тормозной момент не превысит допустимый момент предохранительного торможения; осуществляется контроль исправности средств предохрани. тельного торможения — регулирующих клапанов и активное дублирование в случае отказа одного из них регулятором давления, отрабатывающим тот же режим торможения.

Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить безопасность и надежность пневмоприводов управления тормозами шахтныхподъемных машин.

Формула изобретения

Пневматическая система управления тормозом шахтной подъемной машины, со)держащая тормозные цилиндры, регулятор давления с камерой управле10 ния, регулирующие клапаны, входы управления которых соединены с выходом задающего устройства, кинематически связанного с главным валом машины, трехлинейные клапаны, входы

15 которых соединены с выходом регулятора давления, а выходы — с тормозными цилиндрами и через регулирующие клапаны — с атмосферой, тормозную рукоятку с пневмопреобраэовате2р лем и цепь защиты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности и надежности,она снабжена двумя реле сравнения, двумя триггерами с раздельными входами,ло25 гическим элементом ДА и тремя логическими элементами ИЛИ,причем выход пневмопреобразователя тормозной рукоятки соединен с входом элемента ДА,выход которого соединен с одним из входов первого элемента ИЛИ, другой вход которого соединен с выходом задающего устройства, а выход соединен с камерой управления регулятора давления, управляющий вход элемента ДА связан с цепью защиты, соединенной с одним из входов второго и третьего элементов ИЛИ, к другим входам последних через триггеры подключены выходы соответствующих реле сравнения, причем входы каждого реле сравнения соединены с двумя тормозными цилиндрами, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1. ABTopcкое свидетельство СССР

9 772971, кл. В 66 D 5/28, 1979.

987216

Заказ 10252/17 Тираж 715

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное филиал ППП Патент, r. Ужгород, Ул., Проектная, 4

Составитель С.Рождественский

Редактор О.Персиянцева Техред Т.Маточка Корректор М. Коста