Шарнирное соединение труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К ЛвтООСКОМЬ CBNggTEllbCTBV (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.07. 81 (21)3319779/29-08 с присоединением заявки Но— р в(з
Г 16 L 27/00
//F 01 и 7/08
Госуларет венный «омн1ет (;СОР во леаам изобретений н отирытнй (23) Приоритет (33) УДК 621. 6 4 3 (088. 8) Опубликовано 070133. Бюллетень Йо1
Дата опубликования описания 070183!
A. В. Гладилин, А.Д. Власов и В. И.йельниченко- -. -: . :.
: 4 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель 5 4 ) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБ
Изобретение относится к машиностроению и касается шарнирного соединения труб, преимущественно для выхлопной системы транспортных средств.
Известно шарнирное соединение труб, содержащее первую трубу, входящую в нее вторую трубу со сферической рабочей частью, и в котором между сопрягаемыми поверхностями помещено разрезное пружинное кольцо 1 ).
Недостаток такого соединения состоит в том, что трудно обеспечить необходимую работоспособность этой конструкции в условиях повышенных температур и усиленного воздействия факторов, выэывающих коррозию, .как это имеет место в выхлопных системах транспортных средств. Трудность эта обусловлена тем, что уплотнительное металлическое кольцо в условиях агрессивной среды и повышенной температуры утрачивает свои рабочие свойства.
Наиболее близким к изобретению по технической .сущности является шарнирное соединение труб, содержащее две трубы, соединительный патрубок между ними, один конец которого охватывает первую трубу, другой — охватывается второй трубой, элементы сопряжения концов труб и патрубка и диффу-. зоры, выполненные на охватываемых койцах трубы и патрубяа, причем одна из труб установлена относительно патрубка с возможностью осевого перемещения (2J.
Недостатком известной кдйструкции является наличие радиального люфта, что приводит к быстрому износу рабочих поверхностей соединения.
Целью изобретения является повышение долговечности соединения путем исключения радиального люфта.
Укаэанная цель достигается тем, что в шарнирном соединении труб, содержащем две трубы, соединительный патрубок между ними, один конец которого охватывает первую трубу, другой охватывается второй трубой, элементы сопряжения концов труб и патрубка и диффуэоры, выполненные на охватываемых концах трубы и патрубка, причем одна из труб установлена относительно патрубка с воэможностью осевого перемещения, элементы сопряжения выполнены в виде шариковых опор качения, опорные поверхности которых выполнены на охватываемых концах трубы, и патрубка в виде лунки в одной опоре качения и в виде продольной канавки
987264 в другой, а на охватывающих концах трубы и патрубка выполнены прорези под шарики, причем шарики прижаты к опорным поверхностям пружинными пластинами, закрепленными на охватывающих концах трубы и патрубка.
На фиг.1 представлено шарнирное соединение труб, разрез, на фиг.2 то же, при несоосном соединении труб.
Соединение состоит из двух соединяемых труб 1 и 2 и соединительного патрубка 3, один конец которого охватывает конец трубы 1, а другой охватывается концом. трубы 2. Охватываемые концы трубы 1 и патрубка 3 выполнены в виде диффузоров 4. 15
Соединительный патрубок 3 в своей средней части и второй конец трубы 2 выполнены также в виде диффузоров.
Элементы сопряжения концов труб и патрубка выполнены в виде опор Каче- Я ния с шариками 5 и 6. Опорные поверх» ности для шариков 5 и б выполнены на конце охватываемой трубы 1 в виде лунки, а на охватываемом конце патрубка 3 — в виде продольного паза. На охватывающих концах трубы 2 и патрубка 3 выполнены прорези 7 под тела ка» чения, Снаружи шарики 5 и б прижимаются пружинными пластинами 8 и 9, которые закреплены на охватывающих кон- ЗО цах трубы 2 и патрубка 3 при помощи хомутов 10.
Шарнирное соединение работает следующим образом.
При смещении трубы 2 относительно трубы 1, возникающем при монтаже выхлопной системы, а также при движении транспортного средства, соединительный патрубок 3 поворачивается относительно труб 1 и 2. При этом в первом 40 шарнирном узле шарики 6, зафиксированные в лунках, перекатываются по опорным пластинам 9, а во втором шарнирном узле шарики 5, перемещаясь в продольных канавках, перекатываются 45
iso опорным. пластинам 8.
Продольное смещение шарнирных узлов соединения при температурном расширении труб осуществляется за счет перемещения шариков 5 в продольных канавках. При этом труба 2 может передвигаться относительно патрубка 3 в широких пределах в осевом направлении.
ТехциKo-экономический эффект шарнирного соединения состоит в возможности повысить его долговечность путем исключения радиального люфта в шарнире.
Формула изобретения
Шарнирное соединение труб, содержащее две трубы, соединительный пат.рубок между ними, один конец которого охватывает первую трубу, другой охватывается второй трубой, элементы сопряжения концов труб и патрубка и диффузоры, выполненные на охватываемых концах трубы и патрубка, причем одна из труб установлена относительно патрубка с воэможностью осевого
;перемещения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговеч ности путем исключения радиального люфта, элементы сопряжения выполнены в виде .шариковых опор качения, опор-. ные поверхности которых выполнены на охватываемых концах трубы, и патрубка в виде лунки в одной опоре качения и в виде продольной канавки в другой, а на охватывающих концах трубы и патрубка выполнены прорези под шарики, причем шарики прижаты к опорным поверхностям пружинными пластинами, закрепленными на охватывающих концах трубы и патрубка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании
9 1194496, кл. F 2. О, 1970.
2. Патент США 9 2417250, кл. 285-164, 1947 (прототип,). с, 987264
ФжЕ
Составитель Л.Федотова
ТехредЖ.Кастелевич Корректор!в.НУтяга
Редактор Г.Ус
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 10256/19 Тнраж 923 Подписное
ВНИИПИ ГосударстВенного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5