Шарнирное соединение труб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ЛвтООСКОМЬ CBNggTEllbCTBV (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.07. 81 (21)3319779/29-08 с присоединением заявки Но— р в(з

Г 16 L 27/00

//F 01 и 7/08

Госуларет венный «омн1ет (;СОР во леаам изобретений н отирытнй (23) Приоритет (33) УДК 621. 6 4 3 (088. 8) Опубликовано 070133. Бюллетень Йо1

Дата опубликования описания 070183!

A. В. Гладилин, А.Д. Власов и В. И.йельниченко- -. -: . :.

: 4 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель 5 4 ) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБ

Изобретение относится к машиностроению и касается шарнирного соединения труб, преимущественно для выхлопной системы транспортных средств.

Известно шарнирное соединение труб, содержащее первую трубу, входящую в нее вторую трубу со сферической рабочей частью, и в котором между сопрягаемыми поверхностями помещено разрезное пружинное кольцо 1 ).

Недостаток такого соединения состоит в том, что трудно обеспечить необходимую работоспособность этой конструкции в условиях повышенных температур и усиленного воздействия факторов, выэывающих коррозию, .как это имеет место в выхлопных системах транспортных средств. Трудность эта обусловлена тем, что уплотнительное металлическое кольцо в условиях агрессивной среды и повышенной температуры утрачивает свои рабочие свойства.

Наиболее близким к изобретению по технической .сущности является шарнирное соединение труб, содержащее две трубы, соединительный патрубок между ними, один конец которого охватывает первую трубу, другой — охватывается второй трубой, элементы сопряжения концов труб и патрубка и диффу-. зоры, выполненные на охватываемых койцах трубы и патрубяа, причем одна из труб установлена относительно патрубка с возможностью осевого перемещения (2J.

Недостатком известной кдйструкции является наличие радиального люфта, что приводит к быстрому износу рабочих поверхностей соединения.

Целью изобретения является повышение долговечности соединения путем исключения радиального люфта.

Укаэанная цель достигается тем, что в шарнирном соединении труб, содержащем две трубы, соединительный патрубок между ними, один конец которого охватывает первую трубу, другой охватывается второй трубой, элементы сопряжения концов труб и патрубка и диффуэоры, выполненные на охватываемых концах трубы и патрубка, причем одна из труб установлена относительно патрубка с воэможностью осевого перемещения, элементы сопряжения выполнены в виде шариковых опор качения, опорные поверхности которых выполнены на охватываемых концах трубы, и патрубка в виде лунки в одной опоре качения и в виде продольной канавки

987264 в другой, а на охватывающих концах трубы и патрубка выполнены прорези под шарики, причем шарики прижаты к опорным поверхностям пружинными пластинами, закрепленными на охватывающих концах трубы и патрубка.

На фиг.1 представлено шарнирное соединение труб, разрез, на фиг.2 то же, при несоосном соединении труб.

Соединение состоит из двух соединяемых труб 1 и 2 и соединительного патрубка 3, один конец которого охватывает конец трубы 1, а другой охватывается концом. трубы 2. Охватываемые концы трубы 1 и патрубка 3 выполнены в виде диффузоров 4. 15

Соединительный патрубок 3 в своей средней части и второй конец трубы 2 выполнены также в виде диффузоров.

Элементы сопряжения концов труб и патрубка выполнены в виде опор Каче- Я ния с шариками 5 и 6. Опорные поверх» ности для шариков 5 и б выполнены на конце охватываемой трубы 1 в виде лунки, а на охватываемом конце патрубка 3 — в виде продольного паза. На охватывающих концах трубы 2 и патрубка 3 выполнены прорези 7 под тела ка» чения, Снаружи шарики 5 и б прижимаются пружинными пластинами 8 и 9, которые закреплены на охватывающих кон- ЗО цах трубы 2 и патрубка 3 при помощи хомутов 10.

Шарнирное соединение работает следующим образом.

При смещении трубы 2 относительно трубы 1, возникающем при монтаже выхлопной системы, а также при движении транспортного средства, соединительный патрубок 3 поворачивается относительно труб 1 и 2. При этом в первом 40 шарнирном узле шарики 6, зафиксированные в лунках, перекатываются по опорным пластинам 9, а во втором шарнирном узле шарики 5, перемещаясь в продольных канавках, перекатываются 45

iso опорным. пластинам 8.

Продольное смещение шарнирных узлов соединения при температурном расширении труб осуществляется за счет перемещения шариков 5 в продольных канавках. При этом труба 2 может передвигаться относительно патрубка 3 в широких пределах в осевом направлении.

ТехциKo-экономический эффект шарнирного соединения состоит в возможности повысить его долговечность путем исключения радиального люфта в шарнире.

Формула изобретения

Шарнирное соединение труб, содержащее две трубы, соединительный пат.рубок между ними, один конец которого охватывает первую трубу, другой охватывается второй трубой, элементы сопряжения концов труб и патрубка и диффузоры, выполненные на охватываемых концах трубы и патрубка, причем одна из труб установлена относительно патрубка с воэможностью осевого

;перемещения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговеч ности путем исключения радиального люфта, элементы сопряжения выполнены в виде .шариковых опор качения, опор-. ные поверхности которых выполнены на охватываемых концах трубы, и патрубка в виде лунки в одной опоре качения и в виде продольной канавки в другой, а на охватывающих концах трубы и патрубка выполнены прорези под шарики, причем шарики прижаты к опорным поверхностям пружинными пластинами, закрепленными на охватывающих концах трубы и патрубка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

9 1194496, кл. F 2. О, 1970.

2. Патент США 9 2417250, кл. 285-164, 1947 (прототип,). с, 987264

ФжЕ

Составитель Л.Федотова

ТехредЖ.Кастелевич Корректор!в.НУтяга

Редактор Г.Ус

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ 10256/19 Тнраж 923 Подписное

ВНИИПИ ГосударстВенного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5