Устройство для определения момента трения подшипникового узла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Севетскна

Сещнапнстнческня

Ресвублнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и .(61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 080781 (21) 3320823/28-12 с присоединением заявки HP—

f$j)Q Кри 3

О 01 М 13/04

Государственный коинтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритетt

Опубликовано 07,0133. Бюллетень М 1

{53)УДК 620.10 > (088. 8) Дата опубликования описания 070183 е

Д.М.Мухтаров, N.М.Бутовский, Р.A.Ìàíãóòîâ-,- О;,Б.Рома ИЬв, A.Ï.Ñoðêèí,È.Ï. Владимирцев, М.С.Сабкрсв:и Н.М.Лобачев а т :I

° н1 т т

Узбекское производственное объединение тейсящьНОгб,, машиностроения (72) Ааторю изебретени я (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ

ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике н предназначено для измерения моментов трения подшипниковых узлов, например, подщипииковых узлов подвесок текстильных машин.

Известно устройство для определения момента трения подшипника, содержащее вертикальный вал с закреплен- 10 ной на нем оправкой для крепления испытуемого подшипника, привод вращения вертикального зала, шайбу для создания нагрузки на подшипник, измерительное приспособление, соединенное с шайбой гибкой нитью(13, 15

Иедостаток устройства — ограниченваее эксплуатационные возможности, не позволявшие проводить измерение мокмнта тренин подшипиикового узла подвески текстильных машин.

Каеболее близким к изобретению по текнической сущности является ,устройство для измерения момента трения подшипникоаого узла, содержащее расположенные на корпусе вертикаль- 25

saN вел с приспособлением для установки подшипиикового узла, привод вуаваеиия вертикального вала, средство див мемерения и смонтированный соосне вертикальному валу груз для созда- 30 е ния нагрузки на подшипниковый узел

С21

Недостаток устройства — большие затраты времени, необходимые Для измерения момента трения подшипникового узла.

Пель изобретения — ускорение процесса определения момента трения подшипникового узла.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для определения момента трения подшипникового узла, содержащее расположенные на корпусе вертикальный 3ап с приспособлением для установки под|аипникового узла, привод вращения вертикального вала, средство для измерения и смонтирован" ный соосно вертикальному валу груз для создания нагрузки на подшипниковый узел, имеет также смонтированные на корпусе средство для осевого перемещения вертикального вала и сред= ство для поворота груза, выходное звено которого содержит центрирующий выступ и эксцентрично установленный палец,, при этом средство для . иэмере" ния содержит датчик усилия, электрически связанный с регистратором, а груз снабжен ограничителем угла поворота с контактным элементом, ус т 9874 39 тановленным с возможностью взаимодействия с чувствительным элементом датчика, а в нижней части груза вЫполнены. расширяющиеся книзу отверстия для размещения в них центрирующего выступа и пальца выходного звена, причем груз и выходное звено средства для поворота груза расположены соосно

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2— положение груза при измерении момента трения подшипникового узла.

Устройство для измерения момента трения подшипникового узла содержит установленный в корпусе 1 датчик 2 с чувствительным элементом 3. 35

На корпусе 1 также установлен привод вращения вертикального вала с испытуемым подшипниковым узлом, состоящий из невращаемых частей — цапфы 4 и колпачка 5 и вращаемой части — 20 утолщения 6 и шариков 7.

Привод вращения вертикального вала состоит из зубчатых колес 8 и 9 и вертикального вала с цанговым зажимом

11 на конце и приводится в движение 25 электродвигателем 12.

В верхней части корпуса 1 установлено также средство для осевого перемещения вертикального. вала, состоящее из рейки 13 и зубчатого сектора 14, щ приводимого в движение электродвигателем 15. На зубчатом секторе 14 установлены пластины 1б и 17, взаимодействующие с конечными выключателями 18 и 19, ограничиваацими высоту З5 подъема.

На нижнем основании корпуса 1 установлено средство для поворота груза

20, состоящее из зубчатых колес 21 и

22,приводимых в движение электродвич 40 гателем.23.

Средство для поворота груза 20 служит для предотвращения повреждения чувствительного элемента 3 при установке груза 20 на цапфу 4, при подъеме и опускании груза 20. 45

На выходном звене 22 средства для поворота груза имеется центрирующий выступ 24 и палец 25 для фиксации груза 20. Отверстие 26 служит для захвата груза 20 цапфой 4 и для уста- 50 новки груза 20 соосно выходному звену

22 на выступ 24. Отверстие 27 предназначено для фиксации груза 20 от произвольного смещения относительно выходного звена 22 при прохождении 55 пальца 25 через отверстие 27. Отверстия 2б и 27 конусообразно расширены книзу, Между стенками отверстия 27 и йальцем 25 имеется зазор, обеспечивающий поворот груза 20 о уосительно выходного звена 22 на 1 ".

На грузе 20 установлена пластина

28 для ограничения поворота груза и контактный элемент 29,вэаимодейству- ®5 ющий с чувствительным элементом 3 при измерении момента трения подшипникового узла, Пластина 28 взаимодействует с конечными выключателями 30 и 31, ограничивая поворот груза 20 на 30ъ.

Электродвигатели 12,15 и 23 включены в цепь питания. цатчик усилия включен в параллельные ветви измерительного моста, подключенного к пороговому устройству.

Пороговое устройство предназначено для отбраковки подшипниковых узлов в случае, если момент трения в них превышает заранее определенную величину. Измерительный мост и пороговое устройство получают энергию от блока питания, включающего стабилизированный источник питания и усилитель постоянного тока (не показан), и являются регистратором.

Устройство работает следующим образом, Включают электродвигатель 15 средства для осевого перемещения вертикального вала. Конечный выключатель

18 размыкается с пластиной 16 и происходит опускание подщипникового узла.

После опускания на заданную высоту груз 20 надевается на цапфу 4 и включается выключатель 19 при контакте его с пластиной 17.

От выключателя 19 подается команда на реверс электродвигателя 15 и подшипниковый узел поднимается на высоту, по достижении которой выключатель 19 смыкается с пластиной 17 и электродвигатель-15 выключается.

При достижении заданной высоты подъема палец 25 не выходит иэ отверстия 27. Конец. пальца 25 располагается в конусном расширении оТверстия 27.

Далее включают электродвигатель

23 подвода контактного элемента 29 к чувствительному элемент у 3.

После подвода кбйтактного элемента

29 к чувствительному элементу 3 срабатывает конечный выключатель 31 при взаимодействии с пластиной 28 и включается электродвигатель 12 вращения подшипникового узла и реле времени (не показано), ограничивающие время цикла, в течение которого происходит два оборота вращаемой части пбдшипникового узла. За это время шарики

7 подшипникового узла пройдут всю дорожку.

Под действием силы трения шариков

7 о поверхность колпачка 5 подшипникового узла невращаемая часть, включающая колпачок 5 и цапфу 4 с грузом

20, начинает поворачиваться на некоторый угол и действует на чувствительный элемент 3 с силой, пропорциональной моменту. трения подшипникового узла. За два оборота угол поворота груза 20 не превышает 1".

987439

При воздействии силы на чувствительный эдемент 3 датчика 2 происходит разбаланс моста. Стрелочный индикатор указывает степень разбаланса. Сигнал разбаланса поступает на вход порогового устройства, которое срабатывает, если величина разбаланса превышает заданную. При срабатывании порогового устройства сра батывает сигнальная лампочка.

По окончании измерения реле времени включает реверсирование двигателя 23, и контактный элемент 29 отводится от чувствительного элемента

3. При взаимодействиии пластины 28 с конечным выключателем 30 электродвигатель 23 выключается. Далее цикл измерения повторяется, Формула изобретения

Устройство для определения момента трения подшипникового узла, содержащее расположенные на корпусе вертикальный вал с приспособлением для установки подшипникового узла, привод вращения вертикального вала, средство для измерения и смонтированный соосно вертикальному валу груз для создания нагрузки на подшипниковый узел, отличающееся тем, что, с целью ускорения процесса определения, оно имеет смонтированные на корпусе средство для осевого перемещения вертикального вала и средство для поворота груза, выходное звено которого содержит центрирующий выступ и эксцентрично установленный палец, при этом средство

10 для измерения содержит датчик усилия, электрически связанный с регистратором, а груз снабжен ограничителем угла поворота и контактным элементом, установленным с воэможностью

f5 взаимодействия с чувствительным элементом датчика, а в нижней части груза выполнены расширяющиеся книзу отверстия для размещения в них центрирующего выступа и пальца выходного звена, причем груз и выходное звено средства для поворота груза расположены соосно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторскре свидетельство СССР

Р 77634, кл. G 01 М 13/04, 1942.

2. Авторское свидетельство. СССР

9 39434 кл. G 01 М 13/0 „.1934, (прототип) .

9874 39

Составитель В Осипов

Техред О. Неце

Редактор 0.1црковецкая

Заказ 10282/28

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 871

ВНИИХИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Корректор С. Шекмар

Подписное