Валоповоротное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик нл989109 (61) Дополнительное к авт. свид-ву 9 274123 (22) Заявлено 180681 (21) 3307408/24-06

Р М К з

F 01 D 25/34 с присоединейиеем заявки ¹

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 15.01.83 Бюллетень № 2

Дата опубликования описания (ЯЗ) УДК 621 165 (088. 8) с

С.А. Смирнов, Ю.В. Космачевский,.В.A ВоЧкарев и ВЛ. Рудычев

Харьковский ордена Ленина и орд .трудового

Красного Знамени турбинный завод им. С.И. Кирова (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ВАЛОПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к турбостроению и может быть применено в конструкциях валопоноротных устройств .:турбомашин. По основному авт.сн. Р 274123 известно валопоноротное устройство,. содержащее электропривод с понижающим червячным редуктором, состоящим из системы зубчатых элементов, кинематически связанных с зубчатым колесом, последнее посредством подпружиненных упоров, выполненных н ниде эксцентрических деталей, подключает-. ся к ротору (11.

Недостатком этого валоповоротного устройства являются увеличенные потери на трение и вентиляцию, возникающие из-за того, .что слив смазочнойо среды из элементов зубчатых зацеплений, находящихся под воздействием принудительной интенсивной смазки, осуществляется непосредственно на вращающиеся части ротора и происходит разбрыэгкнание смазочной среды в полости опоры. При этом возникает опасность загорания смазочной среды, проникающей через разъемные соединения опоры в машинный зал и соприкасающейся с трубопроводами, имеющими высокую температуру.

Цель изобретения — снижение вентиляционных потерь путем отвода смазочной среды от элементов ротора.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено защитным кожухом, имеющим трубопровод отвода смазочной среды и размещенным между зубчатым колесом и ротором.

На фиг. 1 представлено валоповоротное устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез A-А на фиг. 1.

Валопоноротное устройство содержит электромотор 1 и привод, выполненный в виде червячного редуктора

2 с зубчатыми элементами и валомшестерней 3, находящимся в зацеплении с зубчатым колесом 4, которое с помощью подпружиненных кулачков 5

20 имеет возможность зацепления с ротором б. Полость 7 валоповоротного устройства со смазочной средой отделена от полости 8, в которой находятся вращающиеся части ротора б, защитным кожухом 9 (сборником смазочной среды), размещенным между валом-шестерней 3, зубчатым колесом 4 и ротором б и выполняющим функцию сборника.смазочной среды, которая отводится по трубопроводу 10. Защитный кожух 9 выполнен иэ листоного материа989109

30 ла и снабжен прорезью 11 для осущест-, вления зубчатого зацепления между валом-шестерней 3 и зубчатым колесом

4. Края прорези 11 окаймлены рамкой

12, обеспечивающей сбор смазочной среды. Днище защитного кожуха 9 выполнено наклонным для направления смазки в трубопровод 10 отвода смазочной среды.

Валоповоротное устройство работает следующим образом.

Передача крутящего момента для вращения ротора турбины осуществляется с помощью электромотора 1 червячным редуктором 2. Вал-шестерня 3, вращаясь, приводит в движение эубча- 15 тое колесо 4, которое посредством подпружиненных кулачков 5 осуществляет вращение ротора б при пусковых и остановочных режимах с частотой вращения 4-6 об/мин. Для обеспечения 2О надежной работы зубчатых зацеплений элементов редуктора 2 во всем диапазоне чисел оборотов при пусковых, остановочных и рабочих режимах рабо. ты турбоустановки, а также для 25 предотвращения возможности работы зубчатых пар без обильной смазки и выхода их из строя в валоповоротном устройстве осуществляется постоянная интенсивная струйная смазка, сблоки- З-О рованная с защитной турбины по давлению смазки в основной масляной системе. Таким образом, смазочная среда поступает на зубчатые зацепления и при работе турбины с номинальным числом оборотов ротора 1500 или

3000 oei/ìèí.защитный кожух 9 изолирует поток смазочной среды от вращающегося ротора б. По трубопроводу

10 отвода смазочная среда из защит-ного кожуха 9 поступает на слив.

Установка в валоповоротном устройстве защитного кожуха для сборки смазочной среды и с прорезью для осуществления связи между приводом и ротором позволяет исключить интенсивное натекание смазочной среды из валоповоротного устройства на ротор, предотвратить разбрызгивание смазочной среды в полости опоры, устранить наноЬный эффект от spargeния смазочной среды, повыаение температуры и давления в полости опоры и, как следствие, просачивание смазочной среды через разъемные соединения в машинный эал турбоустановки.

При этом прекращается вращение элементов ротора в плотной мелкодисперсной среде, состоящей из смеси мельчайших капель смазочной среды и воздуха, в результате чего уменьшаются потери на трение и вентиляцию.

Формула изобретения

Валоповоротное устройство по авт.св. 9 274123, о т л и ч à ю— щ е е с я тем, что, с целью снижения вентиляционных потерь путем отвода смазочной среды от ротора, устройство снабжено защитным кожухом, имеющим трубопровод отвода смазочной среды и размещенным между зубчатым колесом и ротором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 274123, кл. F 01 0 25/34, 1969.