Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Автор изобретен вя
С.В,Ковалевский всесоюзный научно-исследовательский инсти промышленности (7! ) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к узлам тяжелонагруженных шарниров, преимущественно реверсивного трения транспортных, дорожно-строительных машин и другого оборудования.
По основному авт.св. и 411241 известен подшипник скольжения, содержащий корпус, антифрикционную втул ку и взаимодействующую с ней по конусной поверхности втулку-компейса-. тор .натяга, упирающуюся своим торцом в поджимное устройство 1 3.
Однако для известного подшипника характерны: неспособность поджимного устройства компенсивовать износ по цилиндрической поверхности сопряжения; отсутствие компенсационных устройств для увеличения предварительного сжатия пружины при изменении ее (rpysosoA ) упругой характеристики, т.е. при частичной потере жесткости;отсутствие устройства для автоматической подачи смазки к поверхностям трения, что неблагояриятйо
2 сказывается на долговечности сопря женияя. .
Цель изобретения - увеличения на-:
1 дежности работы путем автокомпенсации износа рабочих поверхностей, увеличение пределов компенсации за зора и повышение ресурса поверхнос TeA трения.
Поставленная цель обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения, :содержащем корпус, антифрикционную втулку и взаимодействующую с ней по конусной поверхности втулку-ком пенсатор натяга, упирающуюся своим торцом в поджимйое устройство, втул" ка-компенсатор натяга выполнена в виде прикрепленной к корпусу тарельчатой пружины и кольцевой прокладки, расположенной между корпусом уо и пружиной и изготовленной ив того же материала, что и антифрикционная втулка, например, из полимера, втулка-компенсатор натяга выполнена со сквозным винтовым пазам,а поджимное
3 98919 устройство снабжено винтовой парой, регулирующей предварительное сжатие пружины.
На чертеже изображен шарнирный узел с предложенным подшипником, по- перечный разрез.
Подшипник скольжения устроен следующим образом.
Корпус подшипника в виде цапфы 1 с запрессованным .стальныи кольцом 2 вала 3 взаимодействует по конической поверхности с втулкой-компенсатором
4 натяга, а с другой цилийдрической поверхностью-кольцом 2 вилки 5. Цапфа
1 является частью вилки 5, в которой установлен такой же подшипник скольжения.
В средней части вал 3 сопряжен с серьгой 6 и закреплен в ней. При износе величина осадки втулки-компенсатора 4 обеспечивается за счет упругой
:тарельчатой пружины 7, упирающейся с одной стороны в торец втулки-ком-.
- пенсатора, а с другой - в . торцы гайки 8 и упорного фланца 9, соединенных при помощи гильзы 10, располо.женной внутри пустотелого вала 3 и соединенной с ним при помощи шпонок 11.
Поверхности трения втулки-компенсатора 4 защищены от пыли при помощи уплотнительных колец 12. Вал 3 закреплен в серьге 6 при помощи болтового соединения 13.
Гильза 10 имеет в средней части
35 резервуар для смазки и устройство
14 для ее подачи к поверхностям трения под давлением под действием усилия пружины 15. Гайка 8 гильзы 10 имеет стопорное устройство 16, устра40 няющее самоотвинчивзние резьбы. . Поверхности трения подшипника . скольжения и маслоподводящие каналы защищены от влияния корроэионно-абразивной среды при помощи крышек 17
4$ и уплотнителей 12. Дозаправка смазочного устройства 18 осуществляется посредством масленки 19.
Втулка-компенсатор 4 выполнена с цилиндрической нагрузкой и конус50 ной внутренней поверхностью трения из антифрикционного материала и сопря-, жена с конической поверхностью вала
3 и цилиндрической поверхностью кольца 2 цапфы l,ïðè÷åì втулка-компенса-Б тор 4 выполнена разрезнои по винтовои поверхности с пазом шириной, позволяющей сближение витков компенсатора по мере износа поверхностей трения, 1 ° 4 а торцы выполнены кольцеобразными сплошными.
Винтовая поверхность втулки-компенсатора представляет собой упругий элемент и выполнена таким образом, что площадь поперечного сечения витков является равновеликой.
Иарнирное устройство нагружено рабочим усилием Q „ которое поровну распределяется между подшипниками вилки 5 так, что на каждый подшипник действует радиальное усилие 0 5Q.
Иарнир работает в условиях ревер- сивного трения. Угол поворота вилки 5 относительно оси симиетрии составляет 45-90О+2 в каждую сторону.
Автокомпенсация зазора в предложенном подшипнике осуществляется следующим образом.
При качательном движении серьги
6 вал 3 совершает возвратно-вращательное движение.
Вместе с валом 3 совершают такое же движение и втулка-компенсатор 4, гайка 8, фланец 9, с упругой пружиной 7. Втулка-компенсатор 4 llo Конической поверхности сопрягается с валом 3. При износе цилиндрической поверхности трения под действием упругой пружины 7 и сил затяжки гайки
8 втулка-компенсатор 4 уменьшается по высоте Н, увеличивается виток спирали в диаметре и компенсируется зазор. По конической поверхности трения и по цилиндрической под действием упругих сил образуются натяги, обеспечивающие подвижность соединений без зазоров и ударов при динамическом характере нагрузки.
С целью возможности удлинения каждого витка от приложения равных сил и сохранения постоянного расстояния между витками площадь в сечении витков разрезной втулки выполнена одинаковой.
По мере износа цилиндрической поверхности трения расстояние между витками втулки-компенсатора умень-. шается.
Таким образом, предложенное устройство обеспечивает автокомпенсацию зазора в сопряжении между цИ" линдрическими и коническими поверхностями трения, повышается надежность, долговечность работы шарниров, предупреждает преждевременный износ в зазорах в паре трения при динамическом характере действия нагрузки.
1б
У !И
ВНИИПИ Заказ 11060/50 Тираж 774 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 9891
Применение предложенного подшипника скольжения в тяжело нагруженных шарнирах машин соляной отрасли (солекомбайнах,сцепных устройствах тягачей,межвалковой трансмиссии мельниц, и других механизмах ) обеспечивает надежную работу, увеличивает долговечность, уменьшает объем и времяна техническое обслуживание, исключает случаи загрязнения окружающей >в среды и месторождений поваренной соли смазочными материалами.
Формула: . изобретения
Подшипник скольжения по авт.св.
М 411241, отличающийся
91 6 тем, что, с целью увеличения надеж ности работы путем компенсации износа рабочих поверхностей, втулкакомпенсатор натяга выполнена со сквозным винтовым пазом, а поджимное .устройство снабжено винтовой парой., регулирующей предварительное сжатие пружины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
И 411241, кл. F 16 С 25/04, 1971 (прототип).