Двухпозиционный пневмоклапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и 989221 союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву{22)Заявлено 25. 06. 81 (21) 3308051/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.01. 83. Бюллетень № 2 (51)М. Кл.

F 16 K 31/56

Гесударстееллый комитет

СССР во делам кэебретелий и юткрытий (53) ВК 621.646 (008.3) .Дата опубликования описания 15.01 (72) Авторы изобретения

B. К. Беленький, Я. Г. Зеновский и Е.Ф. Чирченко (71) Заявитель (54) ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ПНЕВИОКЛАПАН

Изобретение относится к агрегатам автоматики пневмогидравлических систем и может быть применено в химической, .газовой и других отраслях промышлен. ности для дистанционного многократного открытия и перекрытия гидравличес5

1 ких или газовых магистралей.и резервуаров, особенно в тех случаях, когда требуется длительное нахождение их в открытом или перекрытом состоянии.

Известно устройство, в котором для фиксации запорного органа в коайних положениях используется механический шариковый (штыревой) замок 1 1.

Недостатком таких устройств для фиксации подвижных частей в крайних положениях является то, что в них скольжение деталей происходит по одной и той же поверхности, что сильно ухудшает условия- работы скользящей 2о пары, а при повышенных контактных напряжениях происходит разрушение смазочной пленки, а затем и рабочих по. верхностей, что в свою очередь приво. дит к снижению ресурса и надежности узла в целом.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является запорное устройство, содержащее внутри корпуса с двумя седлами тарельчатый элемент, поступательно перемещаемый в крайние рабочие положения при помощи привода, состоящего из силового цилиндра и системы рычагов, выполнен-. ный в виде параллелограмма, расположенного в плоскости, перпендикулярной плоскости тарелки (2 1.

Однако перевод тарельчатого эле" мента и удержание его в одном из положений требует постоянного приложения- силы со стороны силового привода, что при непрерывной длительной эксплуатации приводит к большому расходу управляющего рабочего тела и, естественно, снижению эксплуатационных качеств.

Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств клапана при со3 98922 хранении простоты конструкции, надеж ности и ресурса работы, Укаэанная цель достигается тем, что двухпозиционный пневмокпапан снабжен шарнирными упорами, одни из кото. 5 рых связаны с корпусом, а другие - с запорным органом, причем нагружающие пружины установлены между шарнирными упорами радиально относительно оси запорного органа под острым углом в 1в

его крайних рабочих положениях к плоскости, перпендикулярной оси запорного органа и проходящей через точки установки шарнирных упоров в корпусе, С целью придания устойчивого положения нагружающим пружинам оси шарнирных упоров в корпусе смещены попарно симметрично относительно осей шарнирных упоров, связанных с запорным органом, а с целью исключения

20 влияния разножесткости нагружающих пружин на работу пневмопривода шарнирные упоры, связанные с запорным органом, установлены на плавающей са моустанавливающейся планке насажен25 ной на шток привода.

На фиг. 1 показан предложенный клапан. в открытом положении, продольный разрез; на фиг. 2 - поперечный

Разрез Д-Д на фиг. 1 (месту установки пружин).

Двухпозиционный клапан состоит из корпусов 1 и 2, запорного органа 3, соединенного со.штоком 4 гайкой 5 через опору 6, и подпружиненного пружи35 нами 7, установленными между. шарнирными упорами 8 самоустанавливающейся планки 9, пневмопривода 10 и сигнализатора 11 крайних положений.

Для придания устойчивого положения пружинам 7 в радиальном направлении оси шарнирных упоров 8, установленных в корпусе 2, смещены попарно симметрично относительно осей шарнирных упо45 ров, установленных на самоустанавливающейся планке 9 (см. Фиг. 2}. Кроме того, передача усйлия пружин 7 запорному органу 3 через самоустанавливающуюся планку 9, свободно надетую на шток 4, позволяет исключить впия- -- Е ние разножесткости и разнодлинности пружин 7 на работу пневмопривода.

Планка 9 после установки пружин 7 и в процессе работы пневмопривода выбирает такое положение, когда окружные и радиальные силы от пружин уравновешены.

Клапан работает следующим образом.

1 4

При подаче сжатого воздуха к штуцеру Б (подвод управляющего давления в полость В пневмопривода 10) шток 4 перемещается, поджимая пружины 7 до перехода их через неустойчивое положение в осевом направлении (через пло скость, перпендикулярную оси запорного органа 3 и проходящую через точки установки шарнирных упоров 8 в корпусе 2) и движется дальше до упора запорного органа 3 в седло корпуса 1 под действием управляющего давления и сип раэжатия пружин 7. Клапан закрыт.

После сброса управляющего давления, подведенного к штуцеру Б, клапан остается в закрытом положении. Запорный орган 3 прижат к седлу корпуса t усилием пружин 7.

При подаче сжатого воздуха к штуцеру Г (подвод управляющего давления в полость Д пневмопривода 10) шток 4 перемещается в обратном направлении, поджимая пружины 7 до перехода их через неустойчивое положение, и движется дальше до упора запорного органа 3 в корпус 2 под-действием управляющего давления и. сил разжатия пружин 7. Клапан открыт. После сброса управляющего давления, подведенного к штуцеру Г, клапан остается в открытом положении.

Запорный орган 3 прижат к корпусу 2 пружинами 7.

Таким образом, при кратковременной подаче управляющего давления к штуцерам Б и Г поочередно происходит переключение запорного органа 3 из одного рабочего положения в другое с фиксацией его в таких положениях уси- . лием пружин 7.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в повы. шении эксплуатационных качеств за счет исключения больших контактных напряжений трущихся деталей, повышении надежности фиксации запорного органа в крайних рабочих положениях, снижении расхода управляющего рабочем го тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению рссурса работы.

Формула и зоб ретени я

Двухпозиционный пневмоклапан, содержащий корпус с седлом и подпружиненный нагружающими пружинами за-порный орган, перемещаемый приводом в крайние рабочие положения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью по5 989221 6 вышения эксплуатационных качеств,. он рично относительно осей шарнирных упоснабжен шарнирными упорами, одни из, ров, связанных с запорным органом. которых связаны с корпусом, а другие- 3. Пневмоклапан по и. 2, о т л ис запорным органом, причем нагружаю- ч а ю шийся тем, что, с целью ис" щие пружины установлены между шарнир- ключения влияния разножесткости наными упорами радиально относительно гружающих пружин на работу привода, оси запорного органа под острым уг- шарнирные упоры, связанные с запорлом в ere крайних рабочих положениях ным органом, установлены на плаваюк плоскости перпендикулярной оси за- щей самоустанавливающейся планке, напорного органа и проходящей через точ-1в саженной на шток привода. ки установки шарнирных упоров в кор- Источники информации, пусе. принятые во внимание при экспертизе

2. Пневмоклапан по и. 1, о т л и- I. Авторское свидетельство СССР ч а ю шийся тем, что, с целью Г 631732, кл. F 16 К 31/56, 1976. придания устойчивого положения нагру- д 2. Авторское свидетельство СССР жающим пружинам, оси шарнирных упо- . У 407138, кл. F 16 К 31/42, 1972 ров в корпусе смещены попарно симмет- (прототип).

989221

Составитель Т. Колясинская

Техред Т.Фанта Корректор Л. Бокшан

Редактор M. Келемеш филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 11073/52 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11,035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5