Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

В.К. Александров, В.И. Зубко и А.H.,: Игнатьев ":-." Р

f,. / --: - :."/

/ изобретения. (7! ) Заявитель (54) ОБУЧАКМЦЕЕ УСТРОЙСТВО 1

Изобретение относится к техничес . . ким средствам обучения и может быть:, использовано для индивидуального и, коллективного обучения в учебных .заведениях.

Известны обучающие устройства, s, которых используются рабочие места .обучавмых, блок предъявления инфор... мации,.блок контроля знаний, форин° . рователь команд, реверсивный счетчик, „, блок перемещения носителя информации, фотосчитывающий преобразователь 11 или магнитофон,диапроектор и электрй"фицированйая карта, управляемые маг" нитофоном 5 2 ). !

Известные устройства имеют относительно простую конструкцию, однако имеют ограниченные дидактические возможности при контроле знаний обучаеМых. 20

Наиболее близким к изобретению является устройство, предназначенное для моделированйя учебных процессов и содержащее блок магнитной записи. и воспроизведения, генератор меток, распределитель импульсов, формирователи программ, блок подсветки, элект-. рифицированную карту, блоки управления, кинопроектор, диапроектор, блок звукового сопровождения, ключи, триггеры, элементы И и ИЛИ. Это устройст" во обеспечивает совместную работу магнитофона, диапроектора, кинопроектора и электрифицированной карты, по- . зволяет включать и выключать проекционные лампы кинопроектора и диапроектора, включать звуковое сопровождение с магнитофона или учебно-оперативных ситуаций и упрощает процесс подготовки учебной программы (3 g.

Недостатком данного устройства яв-: ляется невозможность осуществления оперативного контроля знаний, полученных обучаемыми после просмотра обучающей программы, и регистрации результатов контроля, а также невозможность предъявления- контрольной информации (контрольные вопросы, варианты

989569

3 ответов) совокупностью технических средств предъявления, т.е. магнитофо" ном, диапроектором, кинопроеКтором и электрифицированной картой по единой контрольной программе. Все это снижает эффективность учебного процесса и ограничивает методические воз" можности технических средств обучения.

Предъявление контрольной информа- 1е ции с использованием различных технических средств в значительной степени расширяет возможности осуществления контроля знаний по специальнь1м дисциплинам, требующим запоминания боль- 15 шого объема иллюстрационного материала, например страноведение, биология и другие.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей уст- щ ройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последо вательно включенные генератор, блок памяти, первый распределитель импульсов, пульт управления и три.блока предъявления учебной информации, первый формирователь импульсов, выход которого соединен с вторым входом блока памяти, а вход - с вторым выходом пульта управления, блок подсветки, выход которого соединен с вторым входом первого блока предъявления учебной информации, блок звукового со= провождения, первый и второй выходы которого соединены соответственно с третьим входом блока памяти и вторым входом второго блока предъявления учебной информации, третий и четвертый входы которого подключены.соответственно к выходу второго формирователя импульсов и первому выходу второго распределителя импульсов, вто- . рой выход которого соединен с вторым . входом третьего блока предъявления учебной информации, два формирователя кодов и последовательно включенные третий формирователь кодов и блок регистрации, вход третьего формирователя кодов соединен с вторым выхо-., 50 дом первогЬ распределителя импульсов, введены две группы элементов И, два элемента ИЛИ, группа элементов ИЛИ и триггер, выход которого соединен с вторым входом блока регистрации и с входами элементов И первой и второй групп, а вход - с вторым выходом . третьего формирователя кодов, третий выход которого подключен к первым входам элементов ИЛИ группы, четвертый и пятый выходы -. с первыми входами первого и второго элементов ИЛИ соответственно, третий выход первого распределителя импульсов через элементы И первой группы соединен с входом первого формирователя кодов, выход которого через первый элемент.ИЛИ подключен к входу блока подсветки, четвертый выход первого распределителя импульсов через элементы И второй группы соединен,с входом второго формирователя кодов, первый выход ко-. торого подключен к вторым входам элементов ИЛИ группы, а второй выходчерез второй элемент ИЛИ к входу блока звукового сопровождения, выходы элементов ИЛИ группы соединены с входами второго распределителя импульсов и второго формирователя импульсов.

На чертеже представлена функциональная схема обучающего устройства.

Устройство содержит блок 1 памяти (магнитной записи и воспроизведения), генератор 2 меток, распределитель 3 импульсов, формирователь 4 кодов, блок 5 подсветки, блок 6 предъявления учебной информации, формирователь 7 кодов, распределитель 8 импульсов, блоки 9 и 10 предъявления учебной информации (кинопроектор и диапроектор), пульт 11 управления, формирователь 12 импульсов, блок 13 звукового сопровождения, ключи 14-17,триггер 18, элемент ИЛИ 19, триггеры

20 и 21, реле 22 времени, ключ 23, триггер 24, элемент И 25, триггер 26, элементы ИЛИ 27-34, элементы И 35-38, элементы ИЛИ 39-48, формирователь 49 кодов, коммутаторы 50-58, элементы

ИЛИ 59 и 60, узел 61 ввода количества вопросов, триггер 62, узел 63 ввода эталонов, узел 64 ввода ответов, узел 65 сравнения ответов, узел 66 оценки, пульт 67 обучаемого, регист" ратор 68 оценок, пульт 69 обучаемого, формирователь 70 импульсов, контактные перемычки 71, блок 72 регистрации (результатов контроля знаний), коммутатор 73.

Блок 1 предназначен для записи и воспроизведения фонограммы пояснительного текста и для синхронизации работы кинопроектора, диапроектора и электрофицированный карты, размещенных соответственно в блоках

9, 10 и 6, и блока 72 регистраций.

Генератор. 2 предназначен для фор мирования меток, записываемых в блок фицированной карты блока б.

С формирователя 7 командные метки в определенной временной последовательности поступают в распределитель8 и формирователь 70, которые выраба" тывают команды включения и выключения кинопроектора блока 9, включения .ц 9895

1 при подготовке обучающей програм" мы °

Распределитель 3 служит для преобразования временной последовательности командных меток, поступающих с блока 1, в пространственно-временную последовательность меток. формирователь 4 совместно с блоком 5 по командам, .поступающим с распределителя 3, устанавливает опре- 1е деленную временную последовательность

Включения элементов подсветки электрифицированной карты блока 6.

Формирователь 7 по командам, поступающим с распределителя 3, уста- )s навливает определенную временную,последовательность работы блоков 9, 10 и 13 °

Формирователи 4 и 7 управляют,работой блоков 9, 10 и 13 в режиме обучения. В режиме контроля знаний работой этих блоков управляет формирователь 49 кодов.

Переключение устройства из режима . обучения в режим контроля знаний осу-2s ществляется триггером 62.

Блок- 13 по командам формирователя

7 или 49 обеспечивает включение звукового сопровождения с блока 9 одновременным отключением звукового со- 30 провождения с блока 1 и наоборо1.

Распределитель 8 предназначен для управления работой блоков 9 и 10.

Формирователь 70 включает и выключает лампу кинопроектора блока 9 по программе формирователя 7 или 49.

Формирователь 12 предназначен для управления работой блока 1. Блок 72 по командам с формирователя 49 обеспечивает режим контроля знаний (вы- gp рабатывает коды количества вопросов в контрольной программе, коды номера варианта. правильного ответа, анализирует результаты ответов обучаемого, регистрирует результаты контроля и ,т.n.).

Группа коммутационных гнезд коммутатора 51 формирователя 49 предназна,чена для набора пporpa включения устройства в режим контроля знаний, группа гнезд коммутатора 52 - для на" бора программы работы блока ввода ко-. .да количества вопросов в контрольной программе, группа гнезд коммутатора

73 - для набора .программы работы бло5$ ка ввода кода варианта правильного ответа, группа гнезд коммутатора 53-для набора программы включения и вы-, ключения лампы кинопроектора блока 9, 69 6 группа гнезд коммутатора 54 - для набора программы работы кинопроектора блока 9, группа. гнезд коммутатора 55 для набора программы работы диапроектора блока 10 (смена слайдов), группа гнезд коммутатора 56 - для набора . программы включения и выключения лампы диапроектора блока 10, груява †.: о" гнезд коммутатора 57 - для набора программы включения элементов подсветки электрифицированной карты блока 6,, группа гнезд коммутатора 58 - для на-. бора программы работы блока 13 зву-. кового сопровождения.

При подготовке обучающей и конт-. рольной. программы необходимо подготовить кинофильм по выбранной теие записать в блок 1 фонограммы пояснительного текста обучающей программы и контрольных вопросов контрольной программы, при озвученном кинофильме можно использовать фонограмму кино" фильма; записать в блок 1 командные метки, соответствующие.обучащей и контрольной программам; установить диапозитивы в кассету диапроектора блока 10 в соответствующей последовательности; набрать в формирователе

4 последовательность включения и выключения элементов подсветкйэлектрифицированной карты блока 6, - в

Формирователе 7 - последовательность работы блоков 13, 9 и 16 в обучающей программе; набрать в формирователе

49 последовательность работы блоков

13, 9, 1.0 и 72 в контрольной программе. 1

При включении устройства для де": монстрации обучающей программы ко" мандные метки с блока 1 поступают в распределитель 3, где происходит уси;. ление и распределение по управляющим цепям. С соответствующих выходов рас-: пределителя 3 командные метки поступают через элементы И 35"38 в формирователи 4 и 7. По второму входу эле" менты И 35-38 разрешены сигналом с триггера 62; С формирователя 4 командные метки через элемент ИЛИ 199 поступают в блок 5, который вырабатывает команды на включение и выключение элементов подсветки электри989569 выключения лампы кинопроектора блока 9, смены очередного диапозитива

s диапроекторе блока 10, включения и выключения лампы диапроектора блока 10., $

Сигнал включения кинопроектора блока 9 с формирователя 7 поступает через элемент ИЛИ 31 на единичные входы триггеров 20 и 21 Эти триггеры устанавливаются в единичное состоя- 1в ние, в результате чего срабатывают ключи 16 и 17, включающие-лентопротяжный механизм кинопроектора блока 9 в режим пуска. Триггер 21, кроме того, включает реле 22, на выхо= 15 де которого формируется сигнал, устанавливающий триггер 21 в нулевое состояние. В результате этого, ключом „17 выключается режим пуска и включается рабочий режим лентопро- 20 тяжного механизма., Кроме того, сигйал с выхода реле

22 устанавливает триггер 26 в еди ничное состояние, на выходе которого формируется сигнал, разрешающий эле- 25 мент И 25.

Сигнал включения лампы кинопроектора блока 9 с Формирователя 7 поступает через элемент ИЛИ 33, разрешенный элемент И 25 на единичный 50 вход триггера 24, устанавливает его в единичное состояние. На выходе " триггера 24 формируется сигнал,,включающий ключ 23, а следовательно, и лампу кинопроектора блока 9.

Сигнал выключения лампы кинопроектора блока 9 с формирователя 7 по- ступает через элементы ИЛИ 34 и 27 на нулевой вход триггера 24, устанавливая его в нулевое состояние. На выходе триггера 24 формируется сигнал, выключающий ключ 23, а следова- тельно, и лампу кинопроектора блока 9.

Сигнал выключения кинопроектора блока 9 с формирователя 7 поступает через элемент ИЛИ 32 на нулевые входы триггеров 20 и 26 и через элемент

ИЛИ 27 на нулевой вход триггера 24, устанавливая их в нулевое состояние.

На выходе триггера 20 формируется

50 сигнал, выключающий ключ 16, а следовательно, и лентопротяжный механизм блока 9. На выходе триггера 26 формируется сигнал, запрещающий элемент

И 25. На выходе триггера 24 (если он ранее не был установлен в нулевое .

S5 ,состояние. сигналом выключения лампы кинопроектора блока 9) формируется сигнал, выключающий ключ 23, а следо-., вательно, и лампу кинопроектора блока 9.

Сигнал смены очередного диапозитива (слайда) в диапроекторе блока 10 с формирователя 7 поступает через элемент ИЛИ 30 на вход ключа 15. По этому сигналу включается ключ 15 и производится смена диапозитива в диапроекторе блока 10. По окончании сигнала ключ 15 выключается.

Сигнал включения лампы диапроектора блока 10 с,формирователя 7 поступает через элемент ИЛИ 29 на единичный вход триггера 18, устанавливая его в единичное состояние. На выходе триггера 18 формируется сигнал, вклю= чающий ключ 14, а следовательно, и лампу диапроектора блока 10.

Сигнал выключения лампы диапроектора блока 10 с формирователя 7 поступает через элемент ИЛИ 28 на -нулевой вход триггера 18, устанавливая его в нулевое состояние. На выходе триггера 18 формируется сигнал, выключающий ключ 14, а следовательно, и лампу диапроектора блока 10.

Кроме того, с формирователя 7 командные метки в определенной временной последовательности поступают через элемент ИЛИ 39 в блок 13 звукового сопровождения. По этим командам блок 13 вырабатывает сигналы, включающие звуковое сопровождение с блока 1 или с блока 9.

Сигнал включения устройства для демонстрации контрольной программы с распределителя 3 через группы входных коммутационных гнезд коммутатора

50 формирователя 49, контактные перемычки 71, группу выходных коммутационных гнезд коммутатора 51 поступает на единичный вход триггера 62, устанавливая его в единичное состояние. На выходе триггера 62 формируется сигнал, который включает узел

64 для ввода кода вариантов ответа и запрещает элементы И 35-38. Далее очередные командные метки на формирователи 4 и 7 поступают а управление работой блоков 9, 10, 13 и 72 осуществляется по командам с формирователя 49.

В зависимости от выбранной в Формирователе 49 контрольной программы" контрольные вопросы обучаемым предъявляются с помощью диапозитивов, фрагментов фильма или Фонограммы, записанной в блоке 1. Выбранные обучаемыми номера вариантов ответа на формула изобретения

9 9895 контрольные вопросы вводятся с йомощью узла 64. Узлы 61, 63, 65 и 66 обеспечивают анализ правильности ответов обучаемых и регистрацию результатов контроля знаний на регистраторе 68, Сигнал включения .кинопроектора блока 9 с распределителя 3 через коммутатор 50, контактные перемычки 71, коммутатор 54, элементы ИЛИ 43 и-31 !в поступает на единичные входы тригге. ров 20 и 21. Далее работа блоков осуществляется аналогично описанному.

Сигнал выключения кинопроектора блока 9 с распределителя 3 через ком- 15 мутатор 50, перемычки 71, коммутатор

54, элементы ИЛИ 42 и 32 поступает на нулевые входы триггеров 20 и 26 и .элемента ИЛИ 27. Далее работа блоков осуществляется аналогично описанному. 20

Сигнал включения {выключения) лампы кинопроектора блока 9 с распределителя 3 через коммутатор 50, перемычки 71, коммутатор 53, элементы

ИЛИ 41 и 33 (40 и 34) поступает на .25 вход элемента И 25 (элемента ИЛИ 27).

Далее работа блоков осуществляется аналогично описанному.

Сигнал смены очередного диапозитива с распределителя 3 через комму- 5в татор 50, перемычки 71, коммутатор

55, элементы ИЛИ 44 и 30 поступает на вход ключа 15, а сигнал включения (выключения) лампы диапроектора блока 10 с распределителя 3 через коммутатор 50, перемычки 71, коммутатор

56, элементы ИЛИ 45 и 29 (46 и 28) поступает на единичный (нулевой) вход триггера 18. Далее работа блоков осуществляется аналогично опи санному.

Сигнал переключения звукового сопровождения на блок 13 поступает с распределителя 3 через коммутатор . «О, перемычки 71, коммутатор 58 и элементы ИЛИ 48 и 39.

Сигнал для выработки команд на включение и выключение элементов подсветки электрифицированной карты бло- ка 6 на блок 5 поступают с распреде лителя 3 через коммутатор 50, перемычки 71, коммутатор 57 и элементы

ИЛИ 47 и 19.

Сигнал для выработки кода коли55 чества вопросов в контрольной программе на узел 61 поступает с распределителя 3, через коммутатор 50, перемычки 71, коммутаторы 51 и 52.

69 10

С выхода узла 61 сигнал кода поступает а узел 66 пультов 67, 69.

Сигнал для выработки кода номера варианта правильного ответа на узел 3 поступает с распределителя 3 че:рез коммутатор 50, перемычки 71, коммутатор 73, элементы ИЛИ 59 и 60. С выхода узла 63 сигнал кода поступает на вход узла 65 пультов 67 и 69.

После предъявления вариантов от- ветов обучаемый с помощью узла 64 вводит код выбранного ответа в узел

65, где код вйбранного ответа срав-. нивается с кодом правильного ответа.

Результат сравнения (" Верно" или

"Иеверно") поступает в узел 66, где учитывается количество верных и неверных ответов. Когда общее количество верных и неверных ответов равно количеству вопросов в контрольной программе, на выходе узла 66 сформиру-» ется код оценки знания обучаемого эа тему, который поступает на вход регистратора 68..

В конце контрольной программы сигнал с распределителя 3 через ком-. мутатор 50, перемычки 71, коммутатор

51 поступает на нулевой вход триггера 62, устанавливая его в нулевое со" стояние. На выходе триггера 62 формируется сигнал., который выключает узел

64 и разрешает элементы И 35-38. Далее командные метки (очередные) поступают на формирователи 4 и 7 для продолжения демонстрации обучающей программы.

Включение и выключение устройства осуществляется с помощью пульта 11, с которого подается питание на блоки

6, 9 и 10, распределитель 3 и формирователь 12.

Выполнение устройства указанным образом позволяет осуществлять предьявление контрольной информации с использованием различных технических

1 средств, диапроектора, кинопроектора, магнитофона и электрифицированной кар" ты, что в значительной степени. расширяет возможности осуществления контроля знаний по специальным дисциплиI нам и позволяет повысить эффективность учебного процесса и расширить методические возможности технических средств обучения.

Обучающее устройство, содержащее последовательно включенные генератор, 9895 блок памяти, первый распределитель импульсов, пульт управления и три блока предъявления учебной информа" ции, первый формирователь импульсов, выход которого соединен с вторым % входом блока памяти, а вход - с вторым выходом пульта управления, блок подсветки, выход которого соединен с вторым входом первого блока предьявления учебной информации, блок звукового сопровождения, первый и второй выходы которого соединены со" ответственно с третьим входом блока памяти и вторым входом второго блока предъявления учебной информации, Ф третий и четвертый входы которого— подключены соответственно к выходу второго формирователя импульсов и первому выходу второго распределителя импульсов, второй выход которо- 20 го соединен с вторым входом третьего блока предъявления учебной информации, два формирователя кодов и последовательно включенные третий фор" мирователь кодов и блок регистрации, вход третьего формирователя кодов соединен с вторым выходом первого распределителя импульсов, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможнос- Зо ,тей устройства, в него введены две групйы элементов И, два элемента ИЛИ, группа элементов ИЛИ и триггер, выход .которого соединен с вторым вхос

69 12 дом блока регистрации, а вход - с вторым выходом третьего формирователя кодов, третий выход которого подключен к первым входам элементов ИЛИ группы, четвертый и пятый выходыс первыми входами первого и второго элементов ИЛИ соответственно, третий выход первого распределителя импульсов через элементы И первой группы соединен с входом первого формирователя кодов, выход которого через первый элемент ИЛИ подключен к входу блока подсветки, четвертый выход первого распределителя импульсов через элементы И второй группы соединен с входом второго формирователя кодов, первый выход которого подключен к вторым входам элементов ИЛИ группы, а второй выход - через второй элемент ИЛИ к входу блока звукового сопровождения, выходы элементов ИЛИ группы соединены с входами второго

1распределителя импульсов и второго ,формирователя импульсов.

Источники информации, :принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке N 2884939/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1978.2. Авторское свидетельство СССР .

М 413523, кл. G 09 В 19/10, 1974, 3 ° Авторское свидетельство СССР по заявке и 2900446/18-24, Ka. G 09 В 19/00, 1980 (прототип).