Генератор переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП HCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Ресиубли (n>989679 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2М881 (21) 3336173/24-07 с присоединением заявки HP

Р М К,т з

Н 02 К 1/1б

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53)УДК 621.313.1. .043.2(088.8) Опубликовано 1Ы1.83- Бюллетень HP 2

Дата опубликования описания 1М1.83 (72) Авторы изобретения

Л.А. Емельянова и A.A. Пчелинцев

Куйбышевский ордена Ленина завод авто электрооборудования им. А.М..Тарас (71) Заявитель. (54) ГЕНЕРАТОР. HEPEMKHHOI О ТОКА

Изобретение относится к электро:технике и касается генераторов пере-.. менного .тока для легковых и грузовых автомобилей. 3

Существующие генераторы переменно

ro тока работают в широком диапазоне частоты вращениями от оборотов холостого хода до максимальных. При движении автомобиля в городских условиях ттк двигатель часто работает на малых оборотах. При этом генератор должен обеспечить питание потребителей и эа .рядку аккумуляторной батареи, т.е.

:начальные обороты отдачи генератора должны быть минимальными. Во время движения автомобиля ночью по шоссе в зимнее время года значительно увеличиватся величина потребляемого тока, т.е. генератор должен йметь большую «О мощность.

Известен генератор переменного тока с автоматическим переключением обмотки статора 1 1.

Однако наличие переключателя и сложной системы, автоматического управления переключателем усложняют эксплуатацию генератора.

Наиболее близким к предлагаемому

:устройству по технической сущности является генератор переменного тока, в котором для получения положительного энергобаланса как при езде автомобиля в городских условиях, так и при движении по шоссе .обмотка статора выполнена в виде двух самостоятельных трехфазных обмоток, одна из которых соединена по схеме "Звезда", а другая — по схеме "Треугольник".

При этом во время езды в городских условиях включена обмотка, соединенная по схеме "Звезда", а при езде по шоссе осуществляется переключение на обмотку, соединенную по схеме ,"Треугольник"C2).

Недостатком этой конструкции является то, что во время движения возникает необходимость неоднократно переключать силовой переключатель.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в генераторе переменного тока, содержащем ротор с обмоткой воэбужде" ния и статор с магнитопроводом, в пазах которого размещены две трехфазные обмотки, пазы магнитопровода выполнены чередующимися полузакрытыми и открытыии, одна иэ обмоток размещена в полузакрытых пазах, а дру.гая — в открытых.

989679

На фиг. 1 представлена характеристика отдачи известного генератора на фиг. 2 - характеристика отдачи предлагаемого генератора, на фнг.З схема предлагаемого генератора, на фиг. 4 - часть пакета статора (магии

;топровода) генератора.

Генератор содержит обмотку возбуждения 1; пакет 2 железа статора, статорные обмотки 3 и 4, подсоединенные к вынрямительному устройству 5. Вы- . водом "+" генератор подключен в цепь аккумуляторной батареи 6. Обмотка 3 размещена .в полузакрытых пазах 7, благодаря чему в этой обмотке наводится ЭДС уже при низких оборотах вращения ротора, но максимальный ток, отдаваемый обмоткой 3, невелик. Обмотка 4 размещена s открытых пазах

8, коэффициент раскрытия которых (.коэффициент воздушного зазора) К6 20. больше, чем для полузакрытых пазов, поэтому максимальный ток, отдаваемый обмоткой 4, выше максимального тока отдаваемого обмоткой 3, а начало токоотдачи йроисходит при более высо- 25 кой частоте вращения ротора.

Токочастотная характеристика генератора имеет вид, показанный на фиг. 2, где a - -характеристика отдачи генератора с обмоткой 3 стато- 30 ра, Ъ - характеристика отдачи генератора с обмоткой 4 статора, Ю - результирующая кривая характеристики отдачи генератора.

Генератор работает следующим об- З5 разом.

При движении автомобиля в городских условиях на низких оборотах двигателя в генераторе вступает в работу обмотка 3, которая через выпрямитель 5 питает аккумуляторную бата- рею 6. При работе двигателя автомобиля на более высоких оборотах (особенно во время езды по шоссе) дополнительно вступает в работу обмотка 4,также подключенная к выпрямителю 5. Таким образом, к потребителям поступает ток от обмотки 3 (равный 45% от общей величины) и от обмотки 4 (равный 55% от общей величины).

Несмотря на то, что с обмотки 4 генератора снимается:больший ток,чем с обмотки 3, силовые выпрямители . (все двенадцать выпрямителей одного и того же типа) перегреваться не будут, так как на высокой частоте вращения резко увеличивается охлаждение от вентилятора, Максимальная мощность предлагаемого генератора переменного тока повышается приблизительно на 10% по сравнению с-.известным при сохранении низких начальных оборотов токоотдачи массы и габаритов генератора.

Формула изобретения

Генератор переменного тока, содержащий ротор с обмоткой возбуждения и статор с магнитопроводом, в пазах которого .размещены две трехфазные обмотки, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, пазы магнитопровода выполнены чередующимися-полузакрытыми и открытьзаи, одна из обмоток размещена в полузакрытых,пазах, а другая — в открытых.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CILIA В 3.378.755, кл. 322-29, 1968.

2. Патент ФРГ В 1. 538.351, кл. 21 C 52/00, 1973.

-989679

Закаэ 11144/74 Тираи 685

BHHHlIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская .наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Уагород, ул. Проектная, 4

8 Ф

Составитель Т.Калашникова

Редактор Л.Веселовская Техред С. Мигунова Корректор M.03àÐÜøè