Способ набивки угольной массой швов подины электролизера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
tiki 990879
Союз Советских
Социалистических
Республик (6!) Дополнительное к авт. Саид-ву (5! )М. Кл. (22) Заявлено 3.3.05.81 ° (2) ) 3285375/22-02 с присоединением заявки М
С 25 С 3/06
Гвсуаврствннный квинтет
CCCP вв аннам «зейретвннй н втнрытнй
3 (23) Приоритет
Опубликовано 23.03..83. Бюллетень ре3
Дата опубликования описания 23.02.83 (53) УДК669. .714:623.. .035(088,8) Производственное объединение Сибэнергоцветмет (71) Заявитель (54/ СПОСОБ НАБИВКИ УГОЛЬНОЙ МАССОЙ ШВОВ
ПОДИНЫ ЗЛЕКТРОЛИЗЕРА
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к изготовлению и капитальному ремонту подины алюминие- вого электролиэера.
Известен способ набивки швов подины алюминиевого алектролизера угольной мас5 сой, который состоит из ряда последовательных технологических операций: предварительный прогрев блоков подины до
150-170 С, нагрев угольной массы до о о 1О
135-140 С, нагрев трамбовочного инструмента до l50-200 С, засыпка слоями 5-6 см угольной массы, трамбовка угольной массы нагретым инструментом с помощью пневмомоло тков (1 ).
Известен также способ набивки швов подины электролизера, включающий прогрев блоков до 80-100 С в верхней часо ти и до 60-80 С в нижней части. Осо тальные операции совпадают в обоих из- 20 вестных способах (2 ).
Недостатками известных способов является то, что при нагреве блоков с помощью горелок большая доля тепла (до
80%} расходуется не проиэводительно.
Кроме того значительно загрязняется воздушный бассейн продуктами горения нефтетоплива. Каждая из пяти технологических операций разделена или во времени, или в пространстве. Косвенный нагрев ! блоков и засыпка горячей комковатой угольной массы, нагрев и замена остывшего трамбовочного инструмента — работы
1 ,трудномеханизируемые. Они выполняются в большинстве случаев вручную. Возможность оперативного контроля качества набивки швов без разрушения подины .исключена. -Это обусловливает определенный процент брака, который выявляется путем досрочного выхода из строя подин, иногда, в аварийных ситуациях.
Целью изобретения является повышение производительности труда и качества набивки швов поднны. .Поставленная цель достигается тем, что согласно способу набивки угольной массой швов подиньгялектролизера, включающем прогрев блоков подины, нагрев
9908
3 трамбовочного инструмента, засыпку угольной массы слоями в швы, трамбовку угольной. массы нагретым инструментом, нагрев стенок подовых блоков и трамбовочного инструмента совмещают с нагревом и трамбовкой угольной массы, причем нагрев осуществляют 1..рпутем пропускания тока от трамбовочного инструмента через уплотняемую угольную массу и подовые блоки. 30
Совмещение во времени и в пространстве процесса нагрева граней блоков подины, угольной массы и трамбовочного инструмента,замена косвенного нагрева внешними ис точниками тейла внутренним нагревом в момент трамбовки практически исключает все непроизводительные потери тепла, что обеспечит значительный рост энергетического КПД процесса. Кроме того нагрев внутренним теплом при протекании тока позволяет совместить во в"емени и в пространстве 4 наиболее энергоемких . технологических операций — нагрев подовых блоков, нагрев угольной массы, нагрев инструмента и трамбовку. Двухстадийная технология по предлагаемому способу, включающая засыпку холодной дробленой угольной массы, дает возможность полностью механизировать набивку швов подины с помощью сравнительно простого электромеханического урройства.
На чертеже п8казана схема устройства для набивки швов подины.
Схема содержит регулируемый источник
1 постоянного (переменного) тока, подвижные электроды 2 и 3, присоединенные к источнику l с помощью контактов 4 и 5, смежные блоки 6 и 7 подины, образующие между собой зазор, подлежащий набивке угольной массой 8, трамбовочный инструмент 9, изолированный or боковых гра« ней блоков 6 и 7 и снабженный трамбовочным электродом l0, соединенным с ис- . точником 1 тока с помощью контакта 11. 4
Между электродами 2, 3 и l0 течет ток источника l. К трамбовочному инструменту 9 приложена сила, обеспечивающая необходимое для трамбовки угольной массы
8 давление. Э та сила может быть как пос тоянной, так и пулЬсирующей с заданной час50 тотой.
При протекании тока по указанной цепи выделяется, тепловая энергия в подовых блоках, трамбуемой массе и грам79 4 бовочном элементе. Причем большая часть этой энергии выделяется в трамбуемой массе 8 (60-90%), имеющей наибольшее удельное сопротивление.
Эффективный разогрев массы до 250 С о возникает при напряженности электричес- кого поля в ней порядка 10 В/см и плотности тока 5-10 А/см
При статическом давлении, обусловлен-
2 ном силой F в пределах 5-8 кг/см уплотнение слоя 4 см угольной массы до номинальной плотности происходит.за
1-3 мин. При желании процесс: может быть форсирован как по времени, так и по температуре. Сила тока, механическое давление со стороны силы F, скорость
f трамбовки могут быть легко поставлены в соответствие с удельным сопротивлением трамбовочного слоя, которое однозначно связано с плотностью угольной массы и ее температурой.
Ожидаемая эффективность от внедрения способа набивки швов подины позволит получить экономический эффект порядка 5 тыс. руб. при изготовлении или ремонте одного электролизера.
Формула изобретения
Способ набивки угольной массой швов подины электролизера, включающий нагрев блоков подины, нагрев трамбовочного ичструмента, засыпку угольной массы в швы, трамбовку угольной массы нагретым инструментом„отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда и качества набивки швов подины, нагрев стенок подовых блоков и трамбовочного инструмента совмещают с нагревом и трамбовкой угольной массы, причем нагрев осуществляют путем пропускания тока от трамбовочного инструмента через уплотняемую угольную массу и кодовые блоки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Производство алюминия. Справочник металлурга по цветным металлам.
М., "Металлургия", l97l, с. 241.— 242.
2. Кузнецов С. И„Эпштейн А, М.
Электролитическое производство алюминии.
Государственное научно-техническо@ я зд-во литературы по черной и цветной металлургии. Свердловск, М., 1953, с. 3.30.
990879
Составитель А. Арнольд
Редактор Н. Рогун Техред Ж.Кастелевяч Корректор N. Й аачик
Заказ 1750 Тираж 643. Подиисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж38, Раушскаи наб., д. 4/б
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4