Композиция для устройства оснований дорог и аэродромов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскиа

Социалистическигг

Республик (n>990962 (63) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 24 ° 03. 81(21) 3268045/29-33 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 2301Ю Бюллетень М3

f$g) + gN 3

Е 02 Р 3/12

Государствеиный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

{ 3)УДК 624.138.4 (088. 8) Дата опубликования описания 230183

И.Н.Хабибуллина, Л.К.Згадзай, Г.A.Êóðôíàoâ,. и P.Н.Гайнуллин (72) Авторы изобретения (7г) Заявитель

Казанский инженерно-строительный ин (54) КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОГ

И АЭРОДРОМОВ

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для устройства оснований автомобильных дорог и аэродромов.

Известна композиция для дорожного строительства (11 включающая, мас.%i

Поливиниловый спирт 0,3-0,5.

Воду 9-11

Грунт Остальное

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является композиция (21 для устройства оснований дорог,. включающая, мас. Ъг

Поливиниловый спирт 0,8-1,0

Борную кислоту 1,25-5,0

Воду 16-17

Грунт Остальное

Недостатком известных композиций является низкая прочность их особенно в водонасыщенном состоянии и сложная технология производства работ, включающая несколько приемов распре" деления компонентов композиций по грунту в процессе строительства.

Цель изобретения — повышение прочности оснований н упрощение технологии.

Поставленная цель достигается тем, что композиция для устройства оснований дорог и аэродромов, включающая поливиниловый спирт, борсодержащую добавку, воду и грунт, она содержит в качестве борсодержащей добавки бо5 рогипс при следующем соотношении компонентов, мас. Ъг

Поливиниловый спирт 0,5-2,0

Борогипс 10-15

Вода 14-16

Грунт Остальное

Отход производства борной кислоты — борный гипс — получают при сернокислотном разложении датолитовой руды (борсодержащей силикатной,породы) . Химический состав борогипса мас. Вг сульфит кальция (Са304)

60-70; ангидритный кремнезем (Я10о)20-25; борный ангидрид (ВоО ) - 0,5-.

1,5; п.п.п. — 3-5 и вода - остальное.

Предлагаемую композицию готовят. следующим образом.

Борный гипс насухо перемешивают с грунтом, после чего в эту смесь вводят водный раствор поливинилового спирта. Полученную смесь перемешива25 ют до однородного состояния. Вод и раствор поливинилового спирта гото. вят при 70-80оС, так как в холодной воде он нерастворим.

В лабораторных условиях .готовят несколько составов предлагаемой ком990962

Прочность при сжатии, МПа

Водонасыщение, %

Композиция

3,8

3,3

3,4

3,8

3,7

4,7

4,2

4,0

6,7

1,40

1,85

1,55

1,70

1,45

1,25

1,60

1,45

1,10

0 5

1,0

2,0

1,0

2,0

0,5

1/О

2,0

1,0

73,5

74,0

74,0

71,0

71,0

68,5

69,0

69,0

84,0.6

::. 5

14 .L5 .14

;L 5 .L 4

Предлагаемая

13

13

3,0

Известная формула изобретения

Составитель В.Горлов

Редактор T.Êèñåëåíà Техред 11.ÍàéI Корректор Ю. Макаренко

Закач 79/44 Тираж 671 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1)30)5, Мо ква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал П1Ш Патент, г,ужгород, ул.Проектная, 4 позиции. Для этого используют тяжелый пылеватый суглинок, поливиниловый спирт и борный гипс следующего химического состава, мас.Ъi CaS0465,01

$10220,01 В 03 1,0! другие примеси

4,0 и вода 10,0. Из приготовленных

5 составов готовят образцы под нагрузРезультаты лабораторных испытаний 25 показывают, что предлагаемая композиция обладает более высокими значениями прочности при сжатии и меньшим водонасыщением по сравнению с известной, Начало твердения композиции наступает не ранее 6-8 ч после смещения компонентов, что достаточно для завершения технологических операций по устройству конструктивного слоя дорожного основания.

„35

Использование предлагаемой компо" зиции позволяет упростить технологию производства работ эа счет возможности приготовления ее эа один прием, в то время как для известного решения необходимы дополнительные проходы машины для розлива борной кислоты.

Композиция для устройства оснований дорог и аэродромов, включающая поливиниловый спирт, борсодержащую добавку, воду и грунт, о т л и ч акой уплотнения в 20 МПа, испытания которых проводят через 28 сут твердения и затем 2 — суточного водонасыщения. Результаты сравнительных испытаний предложенной и известной композиций, а также соотношение компонентов представлены в таблице. ю щ а я с я тем, что, с целью повышения прочности и упрощения технологии, она содержит в качестве борсодержащей добавки борогипс при следующем coQTHQIIIGHHH компонентов,мас,Ъ:

Поливиниловый спирт 0,5-2,0

Борогипс 10-1 .

Вода 14-16

Грунт Остальное

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Згадзай Л.К,, Кулаев М.Т. и. Варфоломеева Е.К. О влиянии поверхностей пленок песков на укрепление их поливиниловым спиртом в дорожном строительстве. Известия высших учебных заведений, Архитектура и строительство, М., 1976, Р 12, с, 137-141.

2. Черкасов И.И. и Янни Х.М. Стабилизация грунтов дорожных оснований синтетическими смолами с применением новых отвердителей.Материалы к У1 Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов, N., :.968, с. 169-174 °