Роторный экскаватор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Саюэ Сов етсинк
Социалнстнчесинк
Республик (l l) 9
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 18.02.81 (21) 3248134/29-03 с присоединением заявки М (23) Приоритет (53)N. Кд.
E 02 F 3/18
Гее7аафетееккые кемктет.
СССР
Опубликовано23.01.83. Бюллетень М 3 пе аееем езебретекек и еткрытий (53) УДК 621.879 ,48(088.8) Дата опубликования описания 25,01.83
Ф
fl,П. Супрун кР г, 1 т !
Хабаровский институт инженеров желеЪнодар жного транспорта
Е t! (72) Автор изобретения (71) Заявитель (S4) РОГОГН 1й Э АОАГОР .
Изобретение относится к землеройным машинам, а конкретнее к роторным траншейным экскаваторам.
Известен роторный траншейный экска ватор, включающий тягач, механизм рабочего хода, ковшевой ротор с приводом его вращения (11.
Известен также роторный экскаватор, включающий тягач, механизм подачи, содержащий .телескопически связанные между собой раму механизма пода" чи, соединенную с тягачом и штанги, жестко соединенные с рамой рабочего органа и ковшевой рабочий орган с приводом его вращения, состоящего:из рычага с чекой, шарнирно закрепленноно на раме рабочего органа 2).
Недостатком известного экскаватора является сложность конструкции и низкая надежность, а также ограниченное применение базовых машин.
Цель изобретения - упрощение кон-. струкции и расширение области применения.
Поставленная цель достигается тем, что в роторном экскаваторе, включаю. щем тя ги, механизмы привода и подачи ротора, содержащий телескопически связанныемежду собой раму механизма подачи, соединенную с тягачем, и штанги, ><естко соединенные с рамой рабочего органа, и ковшевой рабочий орган с приводом его вращения, содержащий рычаг с чекой, шарнирно закреплен О ный на 1таме рабочего органа, механизм привода ротора выполнен в виде гидро" цилиндра, шарнирно соединенного с рычагом и рамой рабочего-органа, а механизм подачи ротора выполнен в виде зубчатой рейки, жестко закрепленной на раме механизма подачи, и скобы, подпружиненной относительно зубчатой рейки посредством шарнирно установ" ленной каретки, соединенной со скобой посредством гидроцилиндра управлени», при этом один конец скобы шар" нирно соединен с рычагом привода ротора,. а другой .расположен с возможнос99097 тью взаимодействия с зубчатой рейкой °
На чертеже изображен роторный экскаватор, вид сбоку.
Экскаватор состоит из тягача 1, ра5 мы 2, ротора 3 с ковшами 4, механизма привода ротора, включающего рычаг 5, один конец которого соединен с рамой 2 с помощью оси б, а другой конец шарнирно соединен с головным гидроцилиндром 7, установленным на раме 2
1 с помощью оси 8. На горизонтальном элементе рычага 5 шарнирно укреплена подпружиненная чека 9. На раме 2 уста-,5 новлен отвальный транспортер 10.
Рама экскаватора 2 с тягачом 1 соединена с поиощью шарнира 11 через механизм подачи, состоящий из двух штанг 12, которые с лафетом 13 обра20 зуют телескопическую пару и который в нижней части снабжен двумя зубчатыми рейками 14, скобы 15, один конец которой с помощью пальца 16 шар" нирно крепится На рычаге 5, а другим с помощью пружины 17 и каретки 18 с роликом 19 прижимается к зубчатым рейкам 14, и гидроцилиндра 20, шток которого заведен в прорезь каретки 18.
Экскаватор работает следующим обзо разом.
С помощью силового гидроцилиндра 7, з питаемого от насосной станции тягача, рычаг 5 поворачивается и чека 9, упираясь свободным концом в тыльную сторону ковша вращает ротор 3, вслед- З5 ствие чего ковши, находящиеся в контакте с грунтом, разрушают последний, отделяя от массива грунта стружку определенной толщины. Разрушенный грунт
40 поднимается ковшами вверх и сбрасывается на отвальный транспортер 10, кото рый транспортирует грунт и отвал на одну из сторон проходки.
По завершению рабочего хода штока 45 гидроцилиндра 7 с помощью системы автоматического переключения шток гидроцилиндра 7 совершает холостой ход.
При этом рычаг 5 поворачивается в обратную сторону, поднимая чеку 9 до крайнего верхнего положения, которое совпадает с совмещением свободного кон1ца чеки 9 с тыльной стороной очередного ковша. Точное фиксирование чеки 9 в исходном положении для рабочего хода рычага 5 обеспечивается возвратной пружиной 71 и упором 22. Пос" ле этого автоматическая система пере4 4 ключения включает головной гидро-. цилиндр 7 на рабочий ход.
Подача ротора на забой во время рабочего хода штока гидроцилиндра 7 осуществляется с помощью механизма подачи следующим образом. При.повороте рычага 5 по часовой стрелке скоба 15 своим нижним концом фиксируется на зубчатой рейке 14, а штанги 12 вместе с рамой 2 втягиваются в лафет 13, вследствие чего вперед подается и ротор 3.
При повороте рычага 5 в обратную сторону (холостой ход штока гидроцилиндра 7) скоба 15 своим нижним концом движется по зубчатой рейке 14 вперед. При этом постоянный контакт нижнего конца скобы 15 с рейкой 14 обеспечивается с помощью каретки 18, снабженной роликами 19 и пружины 17.
При достижении скобой 15 крайнего левого положения система питания силового гидроцилиндра 7 отключается и включается гидроцилиндр 20, с помощью которого нижний конец скобы 15 выво" дится из зацепления с зубчатой рейкой 14, и тягач 1 перемещается вперед до тех пор, пока нижний конец скобы 15 не совместится с крайним правым зубом рейки 14, что фиксируется с помощью системы автоматического управле" ния механизмом подачи.
После этого гидроцилиндр 20 приводится в нейтральное положение и включается в работу силовой гидроцилиндр 7.
Для регулирования скорости подачи на рычаге 5 установлен гриф 23 с отверстиями 24. Установка верхнего конца скобы на нижнее отверстие соответствует наименьшей скорости подачи, а на верхнее отверстие — наибольшей.
В транспортное положение экскаватор приводится следующим образом.
С помощью проушин 25 и 26 и пальца чека 9, а следовательно, и рычаг 5 жестко фиксируется относительно рамы 2.
Затем шток гидроцилиндра 27 заводится в проушину 28 и соединяется с ним пальцем, после чего обратным ходом штока гидроцилиндра 27 рычаг 5, а следовательно, и рама 2 поворачиваются до совмещения отверстий в проушинах 28 с отверстием в накладке 29.
Применение изобретения обеспечивает упрощение конструкции, повышение 99097
-надежности при разработке высокопрочных грунтов.
Формула . изобретения
Роторный экскаватор, включающий тягач, механизмы привода и подачи ро" тора, содержащий телескопически связанные между собой раму механизма по- 30 дачи, соединенную с тягачом, и штанги, жестко соединенные с рамой рабочего органа, и ковшевой рабочий орган с приводом его вращения, содержащий рычаг с чекой, шарнирно закрепленный lS на раме рабочего органа, о т л и ч аю шийся. тем, что, с целью упроще.ния конструкции и расширения областиприменения, механизм привода ротора
4 4 выполнен в виде гидроцилиндра, шарнирно соединенного с рычагом и рамой рабочего органа, а механизм подачи ротора выполнен в виде зубчатой рейки, жестко закрепленной на раме механизма подачи, и скобы, подпружиненной относительно зубчатой рейки посредством гидроцилиндра управления, при этом один конец скобы шарнирно соединен с рычагом привода ротора, а другой расположен с возможностью взаимодействия с зубчатой рейкой.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
N 169980, кл. Е 02 F 3/18, 1961.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 4 3212812/29"03, кл. Е 02 F 3/18, 1980 (прототип).
99097ч
Составитель В. Прокофьев. Ревактов Т. Киселева Техрейй. Гергель Кощектор B. Прохненко
Закаэ ОО//15 Тираж 67l Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
1l)0)g Иосквад К"Я Ращская наб. ц. 4/$
Филиал ППП "Патентй, г. Ужгород, ул. Проектная, 1