Деталь с чередующимися впадинами и выступами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскня
Сецналнстнческнк
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное н аат. свид-ву" (22) Заявлено 261280 (21) 3223868/25-28 f$$) М. Кл.з с присоединением заявки Ио
F. 16 Н 1/02
Государственный комитет
СССР ао делам азобретеаяй и открытяй (23) приоритет
Опубликовано 230183. Ьоллетеиь Hо 3 (331 УДЫ 621. 831 (088. 8) Дата опубликования описания 23. o1 ° 83. -..
Р. В. Иофис, A. Я. Кацевич и В. Э. ЕлююОв
k к
Г (. " /
-:.),:..;;, ",-" /
Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ДЕТАЛ С ЧЕРВДУ @ИИИСЯ ВПАдИНйМИ
И ВЫСТУПАМИ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании деталей с чередующимися впадинами и нагруженными выступами.
Известны детали с чередующимися впадинами и выступами типа косоэубого колеса, выполненные с дополнительными дуговыми канавками на торцах, расположенными на диаметре, меньшем диаметра впадин.
Известная конструкция позволяет снизить краевой эффект в зацеплении, приближая условия зацепления на торцах к условиям зацепления на всем ободе, повысить податливость и снизить. вибрации g 1).
Недостатком известных деталей является наличие значительных изгибных напряжений.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является деталь с чередующимися впадинами и выступами, соединенными галтелями, и с цилиндрической полостью, точки максимальной кривизны которой смещены к линии опасных точек поверхности галтели.
Эта конструкция позволяет, благодаря эффекту разгрузки, снизить опасные напряжения, что увеличивает нагруэочную способность детали f 2).
Недостатком известной детали является наличие значительных опасных поверхностных напряжений вблизи торца детали с продольно криволинейными выступами, которые выполнены по кривой или имеют значительную протя женность. Поэтому иногда в таких случаях приходится отказываться от этого эффективного способа разгрузки или выполнять ее недостаточно качественно, что не позволяет повышать нагрузочную способность детали.
Цель изобретения — повышение эффективности снижения опасных поверхностных напряжений вблизи торца детали с продольно криволинейными высту20 пами °
Укаэанная цель обеспечивается теМ, что в детали с чередующимися впадинами и выступами, соединенными галтелями, и с цилиндрической полостью, точки максимальной кривизны которой
=мещены к линии опасных точек поверхности галтели, выполнена по крайней мере одна непересекающаяся с основной дополнительная глухая цилиндрическая полость длиной 0,2-5 ширины опасного сечения выступа, обраэующая
991086 этой полости, включающая точки ее максимальной кривизны, эквидистантна линии опасных точек поверхности галтели вблизи половины длины этой полости, а остальные участки образующей цилиндрической полости отклонены от этой линии на 0,01-0,4 ширины опасного сечения выступа.
На фиг. 1 показано;нормальное се чение выступа детали, в качестве ко- о торой приведен эуб колеса гипоидной передачи с равновысокими и равноширокими зубьями; на фиг. 2 — сечение зуба колеса плоскостью, параллельной делительной плоскости и проходящей через точки максимальной концент- рации напряжений.
Чередующиеся впадины 1 и выступы
2 детали сопряжены между собой галтелями 3. Вблизи впадины 1 выполнена цилиндрическая полость 4, точки 5 20 максимальной кривизны которой смещены к линии опасных точек б и 7 поверхности галтели 3. В детали выполнена, по крайней мере, одн; непересекающася. с основной 4 дополнитель- 25 ная глухая цилиндрическая полость 8 длиной 0,2-5 ширины опасного сечения выступа 2, Образующая цилиндрической полости 8, включающая точки
9 ее максимальной кривизны, эквидис- ЗО тантна линии опасных точек 10 и 11 поверхности галтели 3 вблизи половины длины этой полости, а остальные участки образующей цилиндрической полости 8 отклонены от этой линии на 0,01-0,4 ширины опасного сечения выступа 2.
При работе передачи нагрузка прилагается к одной из сторон выступа
2 детали и эту сторону разгружают от опасных напряжений выполнением полости 4 или 8 ° Точки 5 или 9 максимальной кривизны полостей 4 и 8 расположены по нормали к точкам б и 10 и разгружают соответствующую сторону галтели.
Снижение максимальных значений растягивающих напряжений при использовании цилиндрических полостей происходит до 20В.
l Формула изобретения
Деталь с чередующимися впадинами и выступами, соединенными галтелями, и с цилиндрической полостью, точки максимальной кривизны которой смещены к линии опасных точек поверхности галтели, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности снижения опасных поверхностных напряжений вблизи торца детали с продольно криволинейными выступами, в детали выполнена по крайней мере одна непересекающаяся с основной дополнительная глухая цилиндричес" кая полость длиной 0,2-5 ширины опас ного сечения выступа, образующая этой полости, включающая точки ее максимальной кривизны, эквидистантна линии опасных точек поверхности галтели вблизи половины длины этой по-. лости, а остальные участки образующей цилиндрической полости отклонены от этой линии на 0,01-0,4 ширины опасного сечения выступа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Арефьев B. А. Снижение вибраций быстроходных зубчатых колес.
"Вестник машиностроения", 1975, У 4, с. 38-39.
2. Авторское свидетельство СССР по. заявке Р 2943838/25-28, кл. F 16 Н 1/02, 1980 (прототип).