Колесо зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнв

Соцналнстнческнк

Реслублнк

<>991097 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.1 180 (21) 3002210/25-28 с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет— ($g) + Кл 3

Р 16 Н 55/17

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53)УДК 621.831 (088. 8) Опубликовано 230133, Бюллетень ¹3

Дата опубликования описания 2301.83

° <

Г.И. Фрибус и М.Е, Минчен о

Рубцовский проектно-конструкторский. т хнологичесКий институт тракторостроения ".;=

1 (72) Авторы изобретения (7! ) Заявитель (54) КОЛЕСО 3УБЧАТОЯ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве переключаемых зубча-. тых колес различных механизмов.

Известны зубчатые колеса с бочкообразной формой торцов зубьев с поверхностями в сечениях, параллельных оси колес, образованньмн дугами одного радиуса (1).

Недостатком известных зубчатых колес является значительный износ торцов вследствие увеличенных контактных напряжений.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигае- . мому эффекту является колесо зубчатой передачи, боковые поверхности зубьев которого соединены выпуклыми плавными поверхностями, которые s сечениях имеют форму окружностей или ломаных линий (23.

Недостатком известного колеса зубчатой передачи является значительный износ зубьев, из-за наличия граней при пересечении торцовых и боковых поверхностей зубьев.

Целью изобретения является снижение износа зубьев.

Указанйая цель обеспечивается тем, что в колесе зубчатой передачи, б ковые поверхности зубьев которого соединены выпуклыми плавными поверхностями, выпуклые плавные поверхности в сечениях, параллельных оси колеса, образовайы дугами эллипсов или овалов с кривизной, уменьшающейся от ножки к вершине зуба.

На фиг.1 показана торцовая поверхность зуба; на фиг,2 — зуб колеса, вид сбоку; на фиг.3 — сечение

A-А на фиг.2,, Колесо зубчатой передачи содер,жит зубья, которые со стороны торцов очерчены плавными выпуклыии поверхностями 1, сопряженнжли с боковыми поверхностями 2-и 3. Выпуклые торцовые поверхности 1 в сечениях, параллельных оси колеса, образованы дугами 4 - 6 эллипсов или овалов с кривизнами, уменьшающимися по высоте . зубьев от ножки к головке.

На фиг. 2 и 3 показана форма закругления торцов зубьев, рекомендуе.мая для практического применения с параметрами в зависимости от модуля зацепления m . р =(1 8-2,2)m; Р =(6 8)m; Уз

=(О, 25-0 3)m; у, k р 25m; ) =(9-12)о;

S - толщина зуба по делительной ок

З0 т чжностир ф =(10-14) 991097

При работе колеса зубчатой передачи выпуклая ПоверхнОсть 1 взаимодействует с соЬтветствующей поверхностью парного колеса И обеспечивает более плавное включение передачи.

ПредлагаемоЕ колесо имеет повышенный ресурс работы за счет уменьшения износа торцов зубьев.

Формула изобретения

Колесо зубчатой передачи, боковые поверхности зубьев которого соединены выпуклыаи плавными поверхностями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения износа зубьев, выпуклые плавные поверхности в сечениях параллельных оси колеса, обра,зованы дугами эллипсов или овалов с кривизной, уменьшающейся от. ножки

5 к вершине зуба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Аэаревич Г.М. Выбор радиальной формы закругления торцов зубьев зубчатых колес. - Станки и инструмент, 1952, 9 10, с. 1-7, 2. Бурштейн И.E. Высокопроизво-. дительные методы эубозакругления.

М., Машгиэ, 19бЗ, с. 81-89 (протоf5 тип).

99 097

Фиа 8

Составитель A. Верховский

Редактор А. Шишкина ТехредЛ.Пекарь Корректор И.ШУлла

Закаэ 94/51 Тирам 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Улцород, ул. Проектная, 4