Устройство для поддержания постоянного момента трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<>991268
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву(11 Кт з
G 01 М 19/02
6 01 и 3/56 (22) Заявлено 080581 (23) 3291950/25-28
t присоединением заявки ¹Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 2301.83. Бюллетень Йо 3 (И) УДК 620. 178.. 16 (088. 8) Дата опубликования описания 2301.83 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
{ 54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ
ПОСТОЯННОГО МОМЕНТА ТРЕНИЯ
Изобретение относится к технике испытания трибометрических свойств материалов и касается устройства для нагружения исследуемого образца заданным моментом трения.
Известно устройство для поддержания постоянного момента трения, содержащее корпус, установленный в нем с воэможностью поворота вокруг своей оси и осевого перемещения вал, держатель образца и маятник, закрепленные на .валу, узел осевого нагружения вала, выполненный в виде рычага, расположенного на корпусе и взаимодействующего с валом, груза, установленного на рычаге с воэможностью перемещения, и реверсивного привода груза, а также измеритель угла поворота вала, электрически свнваннын с реверсивным приводом 1) В этом устройстве измеритель уг-,,ла поворота вала расположен непосредственно на маятнике, угол отклонения которого от вертикали и яв.ляется мерой приложенного к образцу момента трения. Такая связь измерителя угла поворота с валом не позволяет достичь высокой точности поддержания. заданного момента трения.
Цель изобретения - повышение чувствительности.
Эта цель достигается тем, что устройство для поддержания постоянного момента трения, содержащее кор-. пус, установленный в нем с возможностью поворота относительно своей щ() оси и осевого перемещения вал, держатель образца и.маятник, закрепленные на валу, узел осевого нагружения вала, выполненный в виде рычага, расположенного на корпусе и взаимодействующего с валом, груза, установлен15 ного на р а с возможностью перемещения, и реверсивного привода груза, а также измеритель угла поворота вала, электрически связанный с реверсивным приводом, снабжено мультипликатором, кинематически связывающим измеритель угла поворота вала с валом, а измеритель угла поворота выполнен в виде двух токонепроводящих дисков, закрепленных на входном валу мультивибратора, двух металлических секторов, расположенных на дисках с угловым смещением друг относительно друга, и двух бесконтактных датчиков, расположенных на корпусе.
991268
На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства для поддержания постоянного момента трения; на фиг. 2 — вид A на фиг. 1.
Устройство содержит корпус 1, в котором установлен с возможностью вращения относительно своей оси и осевого перемещения вал 2 с держателем 3 образца 4 и маятника 5.
Осевая нагрузка на вал 2 прикладывается с помощью рычага 6, установ-> ленного на корпусе 1. На плече рычага 6 расположен груз 7, который может перемещаться вдоль этого плеча с помощью реверсивного привода 8.
Устройство содержит измеритель 15 угла поворота вала 2, который выполнен в виде двух токонепроводящих дисков 9 и 10, на каждом из которых размещены металлические сектора 11 и 12 с угловым смещением друг относительно,р друга. На корпусе 1 закреплены два бесконтактных датчика 13 и 14, которые электрически связаны с реверсивным приводом 8.
Устройство содержит мультипликатор, состоящий из зубчатого сектора
15, закрепленного на валу 2, и находящегося с ним в зацеплении зубчатого колеса 16. При этом передаточное отношение от сектора 15 к колесу 16 больше единицы. На выходном валу 17 мультипликатора установлены диски
9 и 10. Измеритель угла поворота вала 2 содержит шкалу 18, с помощью которой производится настройка устройства на задаваемое заранее значение момента трения °
Устройство для поддержания постоянного момента трения работает следующим образом.
8 начале испытаний момент, при- 40 кладываеьый к образцу 4, меньше задаваемого значения момента. При этом сектор 12 располагается в прорези бесконтактного датчика 14, который подает сигнал иа реверсивный привод 45
8, который в свою очередь, перемещая груз 7 по рычагу 6, увеличивает осевую нагрузку на вал 2, что приводит к увеличению момента трения на образце 4. Это продолжается до тех @ пор, пока сектор 12 не выйдет из про- рези бесконтактного датчика 14. При этом отключается реверсивный .привод 8.
Если теперь по каким-либо причинам возрастает момент трения, то это приведет к тому, что в прорезь бесконтактного датчика 13 войдет сектор 11. При этом бесконтактный датчик 13 включает реверсивный привод 8, который перемещает груз 7 по рычагу
6 в противоположную сторону, благодаря чему уменьшается осевая сила на валу 2, а следовательно, и падает момент трения.
Таким образом, поддерживается постоянное значение момента трения, которое соответствует положению на шкале 18 промежутка между секторами
11 и 12.
Предлагаемое устройство позволяет проводить испытания образцов при постоянном значении момента трения, что обеспечивает получение более точных и воспроизводимых данных по фрикционным свойствам материалов. формула изобретения
Устройство для поддержания постоянного момента трения, содержащее корпус, установленный в нем с возможностью поворота относительно своей оси и осевого перемещения вал, держатель образца и маятник, закрепленные на валу, узел осевого нагружения вала, выполненный в виде рычага, расположенного на корпусе и взаимодействующего с валом груза, установленного на рычаге с возможностью перемещения, и реверсивного привода груза, а так же измеритель угла поворота вала, электрически связанный с реверсивным приводом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения чувствительности, оно снабжено мультипликатором, кинематически связывающим измеритель угла поворота вала с валом а измеритель угла поворота выполнен в виде двух токонепроводящих дисков, закрепленных на выходном валу мультипликатора, двух металлических секторов, расположенных на дисках с угловым смещением друг относительно друга, и двух бесконтактных датчиков, расположенных на корпусе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Производство шин, резинотехнических и асбестотехнических изделий, информационный бюллетень. Й, 1964, Р 4, с. 48-49 (прототип).
991268
1"
Составитель И. Добычин
Редактор И. Николайчук Техред Т.Иаточка Корректор о Г. Решетник
Заказ 120/5& Тираж 871 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, М-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4