Устройство контроля напряжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 070780 (21) 2953551/18-21 (И1 М. КП.з с присоединением заявки Hо—

G 01 R 19/155

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 239133. Бюллетень Йо 3

tS3) УДК 62l 317 ° . 7 (088. 8) Дата опубликования описания 230133

В.И. Анисимов, В.П. Ежов, Е.А. Лосев и A".Â. Валякий

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может найти при-. менение в автоматических системах различного назначения. 5

Известны устройства контроля напряжения, работа которых основана на принципе ждущего блокинг-генератора, запуск которого осуществляется через два транзистора различной прово" 1п димости, реагирующих на превышение абсолютным значением разности напряжений двух входных аналоговых сигналов заданного порога срабатыванця схемы ждущего блокинг-генератора, после чего блокинг-генератор начинает генерирование импульсов с определенной амплитудой и скваж» ностью; далее импульсы преобразуются в постоянное напряжение и через уси,литель мощности осуществляют сраба2 тывание исполнительного элемента С13.

K основным недостаткам данного устройства следует отнести сложность схемного решения, которое заключается в двойном преобразовании входных аналоговых сигналов до включения исполнительного элемента и, как следствие, нетехнологичность изготовления в серийном производстве.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство контроля напряжения, содержащее входной дифференциальный усилитель, диодный мост, цепь пере» менного тока которого соединена с выходом усилителя и через резистор обратной связи — с инвертирующим входом усилителя, а цепь постоянногО тока — через соответствующий резистор с плюсовой и минусовой клеммами источника питания, нагрузочный резистор, включенный между общей шиной и выходом цепи переменного тока диодного моста (2 3.

К недостаткам данного устройства следует отнести формирование на выходе операционного дифференциального усилителя биполярной релейной характеристики, что затрудняет последующую обработку сигнала системой контроля и требует введения в схему дополнительного порогового элемента с модульной характеристикой.

Цель изобретения - расширение функциональных воэможностей за счет формирования модульной выходной характеристики.

Поставленная цель достигается тем, что устройство контроля напря991318

Формула изобретения (Е!

Pe+aý жения, содержащее входной дифференциальный усилитель, диодный мост, цепь переменного тока которого соединена с выходом усилителя и через резистор обратной связи - с инвертирующим входом усилителя, а цепь 5 постоянного тока через соответствующий резистор — с плюсовой и мину» совой клеммами источника питания, нагрузочный рЕзистор, включенный между общей шиной и выходом цепи 10 переменного тока диодного моста, снабжено дополнительным выходом, клеммы которого соединены соответственно с входом и выходом цепи постоянного тока диодного моста, 15

На чертеже представлена электрическая схема устройства контроля напряжения. Устройство состоит из дифференциального усилителя 1, масштабных резисторов 2 - 6, диодного моста 7, двух резисторов 8 и 9, порогового элемента 10 и дополнительного выхода, образованного клеммами 11 и 12.

Устройство работает следующим образом.

Устройство контроля напряжения реализует выходную пороговую характеристику вида:

0 при I4- Е, I < l „,.) .Р

&ых (+ц при 1 @pl ) Ед ) где )Р— Р— абсолютное значение. раз1 2 ности напряжения между входными сигналами; 35

|Š— допустимое (заданное) д о|| значение абсолютной разности напряжений входных сигналов. .Дифференциальный усилитель с

40 масштабными резисторами реализует функцию выделения разности двух входных сигналов, причем выходное напря" жение дифференциального усилителя 0О„ может иметь разную полярность, которая определяется величиной и поляр45 ностью входных сигналов, Выходное напряжение дифференциального усилителя через резистор 6 (при

Условии Rg << R2= Н 3 — — В4 — — Rg) сОздает выходной ToK | вых = ) о ) ) 6 торый сравнивается с йороговым значением напряжения цепи постоянного тока диодного моста 7 на клеммах

11 и 12. Пороговое значение тока 3<| определяется выражением 55 где Š— величина источника смещения, 60 если выходной ток l3 q6J (< j 3 p J, то напряжение на клеммах 11 и 12 имеет значение U„„., = 2 Ug,, где Uä, падение найряжения на открытом диоде.

При этом входной транзистор поро- гового элемента 10 по база-эмиттерному переходу смещается в обратном, направлении, транзисторы закрыты и выходное напряжение равно нулю, Если J3 в,„ )J3 pt, то одна из противоположных пар диодов диодного моста 7 закрывается и напряжение меняет свою полярность на противоположную, входной транзистор порогового элемента 10 открывается, эа ним открывается выходной транзистор и на выходе устройства появляется напряжение +U сигнализирующее о превышении разности входных напряжений заданного порога срабатывания, Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства заключается в его универсальности применения для оценки рассогласования входных сигналов относительно заданного порога срабатывания по одному или двум входам.

Устройство контроля напряжения, содержащее входной дифференциальный усилитель, диодный мост, цепь пере менного тока которого соединена с выходом усилителя и через резистор обратной связи — с инвертирующим входом усилителя, а цепь постоянного тока через соответствующий резистор — с плюсовой и минусовой клеммами источника питания, нагрузочный резистор, включенный между общей шиной и выходом цепи переменного тока диодного моста, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет формирования модульной выходной характеристики, оно снабжено дополнительным выходом, клеммы которого соединены соответственно с входом и выходом цепи постоянного тока диодного моста.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Бортовые системы управления полетом. Под ред. Ю.В. Байбородина, М.р Транспорт, 1975, с. 224, 2. Проектирование и применение операционных усилителей, Под редакцией Дж. Грэма и др. М., Мир, 1974, с. 270, фиг,7-13.