Устройство для обучения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соеетсиик

Социал истическик

Реслублии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное, и ает. сеид-еу(22) Заявлено 050681 (21) 3296764/18-,24 с присоединением заявки Мо(23) ПриоритетОпублииоеано 230133. Бюллетень йо 3 рцэр g+ з

С 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДИ 681. 3,071 (088. 8 ) Дата опубликования описания 23 0183 ф-..

1 ° М A.Эль-Момми, В. В.Лизюк, В.П,ВМрочи,"p.И КорййФук. и В.Н.Сороко Ф (ФУ е о/;

Киевский ордена Ленина политехнический и им. 50-летия Великой Октябрьской соцйали революции (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54 ) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в част ности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для обучения и консультации по дисциплинам иа различных языках.

Известно устройство, содержащее проектор с лентопротяжным механизмом, экран, логический блок, узлы считывания кодов, блок усиления и преобразования сигналов кодов, пульт управ- . ления устройством, блок индикации, блок оценки, клавиатуру ввода ответов,.кодовую матрицу, схему распознавания варианта ответа и счетчик количества введенных элементов ответа 1 .

Известно также устройство, содержащее кинопленку с кадрами учебной информации и кадрами управления, управляемый диапроектор, логический блок,. экран, блок фотодатчиков, блок ввода, индикации и оценки, дешифратор и блок связи $2).

Недостатками известных устройств являются ограниченные возможности в выборе учебных материалов, низкая техническая надежность, ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия режима консультации.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок ввода ответов, соединный через дешифратор c блоком управления H непосред ственно с блоком сравнения ответов, .четыре блока памяти, блок предьявления информации, формирователь.ат ресов, формирователь импульсов.и блок регистрации ключевых слов.(31.

Устройство позволяет обеспечить режим консультационного обучения, ориентированного на пробелы .в знаниях обучаемого, однако ие позволяет реализовать вывод консультирукщего и обучающего текста в различных алФавитах, в частности на арабском языке.

Целью изобретения является.расширЕ2© ние дидактических воэможностей устройства путем реализации выводе учебных текстов на различных языках.

Поставленная цель достиГаЕтся тем, что в устройство дпя обучения, содоржащее блок ввода учебной инФормации, последовательно включенные первый

Ююк памяти, форьырователь кодов, второй блок памяти, третий блок памяти и блок предъявления учебной инФормации, а также первый формироваЗо тель импульсов, выход которого соеди991477 нен с вторым входом третьего блока памяти, а вход — с вторым выходом формирователя кодов, третий вход первого блока памяти и второй вход второго блока памяти являются входом устройства, введены последовательно включенные шифратор и первый счетчик, выход которого соединен с первым входом первого блока памяти, последовательно включенные элемент ИЛИ и триггер, выход которого соединен 10 с. вторыми входами первого блока памятй и формирователя кодов, последовательно включенные второй формирователь импульсов, блок анализа состояния алфавита и сумматор, второй вход и выход которого соединены соответственно с вторым выходом и третьим входом третьего блока памяти, и первый элемент И, выход которого подключен к второму входу блока предъявления учебной информации, первый вход— к выходу первого формирователя импульсов, а второй вход — к второму выходу блока анализа состояния алфавита, третий выход которогс соединен с третьим входом блока предъявления учебной информации, четвертый .выходс четвертым входом третьего блока памяти, а второй вход — c выходом первого формирователя импульсов, вход и второй выход второго формирователя 30 импульсов подключены соответственно к первому выходу и пятому входу третьего блока памяти, первые входы шифратора и элемента ИЛИ соединены с первым выходом, блока ввода учебной ин- 3ф формации, второй. выход котброго подключен к вторым входам элемента ИЛИ и первого счетчика, второй вход триг-, гера соединен с вторым выходом формирователя кодов. 40

При этом блок анализа состояния алфавита содержит последовательно включенные одновибратор,. второй счетчик, дешифратор, второй элемент И, третий счетчик и узел элементов И, второй вход которого соединен с вторым выходом дешифратора а выход является первым выходом блока, третий и четвертый элементы И и элемент задержки, вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, а выход— с вторыми входами второго и,третьего счетчиков, вход одновибратора является первым входам блока, второй вход второго элемента И и первые входы третьего и четвертого элементов И являются вторым входом блока, вторые входы третьего и четвертого элементов И соединены соответственно с третьим и четвертым выходами де- 60 шифратора, пятый выход дешифратора и выходы третьего и четвертого элементов И являются соответственно вторым, третьим и четвертым выходами блока. 65

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства для обучения, на фиг. 2схема блока анализа состояния алфавита.

Устройство для обучения содержит блок 1 ввода учебной информации, шифратор 2, счетчик 2 зоны, элемент ИЛИ 4, триrrep 5, формирователь 6 кодов адреса, блок 7 памяти зоны, блок 8 памяти текста, подключенный к входной шине 9, накопитель 10 буферной памяти, формирователь 11 импульсов, генератор 21 символов, формирователь 13 импульсов анализа кода символа, блок 14 анализа состояний алфавита, элементы И 15 и 16, сумматор 17, счетчик 18 адреса, узел 19 дискретной развертки, отклоняющую систему 20. Узел 21 разверт.— ки символа, модулятор 22, электроннолучевую трубку (ЭЛТ ) 23. Блок 14 содержит одновибратор 24, счетчик 25, дешифратор 26, элементы И 27-29, узел 30 элементов И, элемент 31 задержки, счетчик 32. Генератор 12, узел 19, система 20, узел 21, модулятор 22 и трубка 23 объединены в блок 33 предъявления учебной информации, а счетчик 18, элемент 15 и

Накопитель 10 — в блок .34 памяти, Сумматор 17 представляет собой параллельный комбинационный сумматор, разрядность которого равна разрядности счетчика 18 адреса. Формирователь 13 является комбинационной схемой, на выходе которой формируется "0", если из блока 34 выбирается арабский символ, и "1" — если выбрана цифра или любой другой символ.

В качестве счетчика 18 применен реверсивный счетчик.

Устройство для обучения работает следующим образом.

B начале занятия учебный текст, подлежащий усвоению и поделенный на зоны, заносится по шине 9, например от ЭВМ, в блок 8, а границы зон в блок 7. Обучаемый с помощью блока 1 формирует запрос, поступающий в счетчик 2 (непосредственно или через шифратор 2 ) и приводящий триггер 5 через элемент ИЛИ 4 в состояние, обеспечивающее запуск формирователя б и прием кода блоком 7. Граница зоны считывается в формирователь б, который выставляет последовательно адреса блоку 8, по которым из последнего заданная зона заносится в накопитель 10..При формировании последнего в зоне адреса формирователь б восстанавливает состояние триггера 5 и запускает формирователь 11, которого импульс.:через открытый элемент И 15 поступает как сигнал обращения в накопитель 10, выдающий код символа. Формирователь 13 фиксирует принадлежность кода симво991477

Формула изобретения

65 ла к типу алфавита. Если поступил, например, арабский символ, то блок 14 (через одновибратор 24, счетчик 25 и дешифратор 26 ) разрешает с помощью элемента 16 запуск генератора 12, который обеспечивает формирование сигнала на узел 21. Напряжение с узла 21 поступает на отклоняющую систему 20 и обеспечивает развертку символа на экране ЭЛТ 23 справа налево, В это же время генератор 12 вырабатывает сигналы подсветки символа, которые поступают на модулятор 4, обеспечивающий индикацию . выводимого сигнала на ЭЛТ 23.

После окончания формирования символа сигнал с выхода дешифратора 26 через элемент И 29 обеспечивает переход в узле 19 на следующий уровень .ступенчатого напряжения, определяющего положение символа в стро- 20 ке, а в счетчик 18 поступает сигнал изменения состояния на +1. Если из накопителя 10 поступил код цифры символа латинского или русского алфавита, то блок 14 формирует сигнал, запрещающий прохождение. импульсов через элемент И 16, и, таким образом, запрещаются развертка символа и изменение состояния узла 19. В этот мо -. мент в счетчике 32 фиксируется количество символов, развертка которых должна производиться слева направо.

При этом блок 14 изменяет состояние счетчика 18 адреса на +1. Так продолжается до тех пор, пока на выходе накопителя 10 не появится код символа арабского адфавита. В этом случае блок 14 уменьшает состояние счетчика 18 на -1. В этом режиме счетчик 32 не изменяет своего состояния, а узел 21 запускается, и производится за. 4 светка последнего из записанных неарабских символов или цифр. Узел 19 дискретной развертки продолжает формировать новые ступеньки, и счетчик 18 обеспечивает перебор адресов 4 накопителя 10 в обратном направлении, пока не появится код символа арабского алфавита.

В этот момент блок 14 запрещает с помощью элемента И 16 развертку символа, а в счетчик 18 поступает содержимое сумматора 17, на выходах которого находится сумма содержимого счетчика 32 блока 14 и счетчика .18. Таким образом, в счетчик 18 записывается адрес первого символа, который должен быть выведен на экран после группы неарабских символов или цифр. С дешифратором 26 снимается сигнал, переводящий через элемент 31 счетчики 25 и 32 в исходное состояние и работа устройства понторяется.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет организовать консультацию и информационно-обучающий режим работы не только в русском и латинском алфавитах, но и на арабском языке, что значительно расширяет рамки применения устройства.

Использование устройства для целей обучения позволяет ускорить анализ текста, выводимого на экран эа счет высокой скорости работы ЭЛТ, а также позволяет применить его для иэучения текстов на различных языках, не перестраивая при этом элементы схеьы.

1. Устройство для обучения, содержащее блок ввода учебной информации, и последовательно включенные первый блок памяти, формирователь кодов, второй блок памяти, третий блок памяти и блок предъявления учебной информации, а также первый формирователь импульсов, выход которого соединен с вторым входом третьего блока памяти, а вход — с вторым выходом формирователя кодов, третий вход первого блока памяти и второй вход втсрого блока памяти являются входом устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные шифратор и первый счетчик,выход которого соединен с первым входом первого блока памяти, последовательно включенные элемент ИЛИ и триггер, выход которого соединен с вторыми входами первого блока памяти и формирователя кодов, последовательно включенные второй формирователь импульсов, блок анализа состояния алфавита и сумматор, второй вход и выход которого соединены соответственно с вторым выходом и третьим входом третьего блока памяти, и первый элемент И, выход которого подключен к второму входу блока предъяв-. ления учебной информации, первый вход — выходу первого формирователя импульсов, а второй вход — к второму выходу блока анализа состояния алфавита, третий выход которого соединен с третьим входом блока предъявления учебной информации, четвертый выход — с четвертым входом третьего блока памяти, а второй вход - с вы-. ходом первого формирователя импульсов, вход и второй выход второго Формирователя импульсов подключены соответственно к первому выходу и пятому входу третьего блока памяти, первые входы шифратора и элемента ИЛИ соединены с первым выходом блока ввода учебной информации, второй выход которого подключен к вторым входам элемента ИЛИ и первого счетчика, 991477 второй вход триггера соединен с вторым выходом формирователя кодов.

2. Устройство по п., 1, о т л ич а ю ш е е с я тем,,что,в нем блок анализа состояния алфавита содержит последовательно включенные одновибратор, второй счетчик, дешифратор, второй элемент И, третий счетчик и узел . элементов И, второй вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, а выход является первым выхо- 10 дом блока, третий и четвертый элементы И и элемент задержки, вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, а выход — с вторыми входами второго и третьего счетчиков, вход 15 одновибратора является первым входом блока, второй вход второго. элемента И и первые входы третьего и четвертого элементов И являются вторым входом блока, вторые входы третьего и четвертого элементов И соединены соответственно с третьим и четвертым выходами дешифратора, пятый выход дешифратора и выходы третьего и четвертого элементов И являются соответственно вторым, третьим и четвертым выходами блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Авторское свидетельство CCCP

9 269642, кл. G 09 В 19/00, 1968.

, 2. Авторское свидетельство СССР ,.Р 327510, кл. G 09 В 7/00, 1971.

3 ° Авторское свидетельство СССР

Ф 708394, кл. G 09 В 7/02, 1980 (прототип ), >91472

Составитель А.Карлов

Техред Т. Маточка Корректор Е.Рошко

Редактор В.Данко

Заказ 143/70 Тираж 486 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иоснва, Ж-35, Рауыская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", -г.ужгород, ул.Проектная, 4