Стержень обмотки статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий два столбца, состоящих из полых и сплошных .проводников, из которых сплошные проводники расположены в каждом столбце один над другим и транспонированы в пазовой части как единое целое с полыми проводинками , отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при улучшении охлаждения, крайние пары из расположенных один над другим в пазовой части в одном столбце сплошных проводников в лобовой части размещены в соседних столбах поверх полых проводников.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
,И Л
РЕСПУБЛИН
Ä%SU(iÄ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2I) 3256521/24-07 (22) 05.03.81 (46) 15.11.84. Бюл. 9 42 (72) А.В.Андреев, А.Д.Игнатьев и Г.M.Õóòîðåöêèé (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.N.Êèðîâà (53) 621.313.713(088.8) (56) 1. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. М., Энергия, 1967, с. 154)55.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 2108934/24.-07 кл. Н 02 К 3/14, 1975. (54)(57) CTEP)KEHb ОБМОТКИ СТАТОРА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий два столбца, состоящих из полых и сплошных .проводников, из которых сплошные проводники расположены в каждом столбце один над другим и транспонированы в пазовой части как единое целое с полыми проводниками, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности при улучшении охлаждения, крайние пары из расположеннь|х один над другим в пазовой части в одном столбце сплошных проводников в лобовой части размещены в соседних столбах поверх полых проводников.
3 9919
Изобретение относится к области электротехники., более конкретно к конструкции стержня обмотки статора электрической машины переменного тока, например турбогенератора.
Стержни статорной обмотки электрической машины переменного тока выполняются из многих относительно малых по сечению элементарных изолиоованных проводников, которые переплетаются друг с другом, образуя транспоэицию, обеспечивая компенсацию циркуляционных токов.
Известен стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, содержащий два столбца изолированных элементарных проводников, транспонированных на 540 на длине
D пазовой части jl) .
Недостаток этой конструкции заключается в том, что при относительно короткой пазовой части стержня и при относительно большом количестве элементарных проводников в столбце выполнить транспозицию технологически трудно из-за короткого шага плетения. Указанный недостаток устранен в стержневой обмотке статора машины переменного тока, выбранной в качестве прототипа.
ЗО
Прототипом предлагаемого изобретения является стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, содержащий два вертикальных столбца изолированных и транспонированных только в пазовой части эле.ментарных сплошных и полых проводников, причем с транспонированием совместно двух расположенных один иад другим в одном столбце сплошных проводников Г21 .
Транспонирование совместно двух проводников, расположенных в одном столбце, позволяет увеличить вдвое шаг транспозиции, что упрощает технологию изготовления стержня и 45 улучшает качество обмотки.
Кроме того, увеличение шага дает возможность выполнить транспазицию в пазовой части на 540 вместо 360 о О что значительно снижает электромаг- Ю нитные потери от циркуляционных токов, Недостаток этой конструкции заклю- чается в следующем. При применении ,в стержне полых элементарных провод- 55 ников для прохода охлаждающей воды
t â случае непосредственного водяного охлаждения обмотки статора) полые проводники чередуются со спаренными сплошными проводниками.
При таком чередовании во внешних слоях концов нетранспонированной лобовой части стержня оказываются как сплошные, так и полые элементар ные проводники.
Но так как после плетения лобовые части стержня изгибаются, то в процессе формовки стенки верхних полых элементарных проводников от механических воздействий могут повреждаться.
Целью изобретения является повышение надежности электрической машины за счет защиты полых проводников стержня в лобовой части от повреждений и улучшения охлаждения стержня.
Поставленная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической машины. переменного тока, содержащем два вертикальных столбца, изолированных и транспонированных только в пазовой части элементарных сплошных и полых проводников, причем с транспонированием совместно двух расположенных один над другим в одном столбце сплошных проводников, верхние и нижние пары сплошных проводников в .столбцах на концах стержня разъединены и один из проводников разъединенной пары перенесен в соседний столбец над полым проводником в лобовой части.
На фиг. 1 изображен плетеный стержень обмотки статора с жидкостным охлаждением, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 — поперечное сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 4 — поперечное сечение Б-Б; В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — поперечное. сечение Г-Г;
Д-Д на фнг. 1; на фиг. 6 — попереч- ное сечение Е-Е; Ж-Ж на фиг. 1; на фиг. 7 — поперечное сечение 3-3 на фиг. 1.
Стержень обмотки статора электрической машины содержит {см. фиг. 3) два столбца 1 и 2 полых 3 и сплошных 4 проводников. Сплошные проводники, например 5,6, в пазовой части каждого из столбцов расположены один над другим и транспонированы как единое целое с полыми проводниками.
При этом в лобовой части эта пара проводников разъединена, и каждый из
3 о9}Э) этой пары проводников расположен поверх полых проводников 7,8.
Данная конструкция стержня повышает надежность электрической машины, так как лобовые части стержня оказываются выполненными с защитой оТ механических воздействий полых проводников сплошнычи проводниками. Дополнительное разъединение сплош3 ных проводников и перенос одного из них на полый проводник соседнего столбца улучшает охлаждение стержня эа счет того, что s лобовой части полый проводник с циркулирующей в нем охлаждающей жидкостью оказывается всегда между двух сплошных и sa счет этого отвод тепла будет происходить более интенсивно.
991913
Г-Г,Д-Я
1 2
Фив.3 фиа 7 фиа. У фиа. 4
Заказ 8930/2 - Тираж 666 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, .ул. Проектная, 4
Редактор Е. Иесропова Техред А.Бабинец Корректор Е. Сирохман