Планетарная коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАHИЕ< 992251
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.10.80 (21) 2993289/27-11 (51) M с присоединением заявки №вЂ”
В 60 К 17/08
Гееудерстееллый кемлтет (23) Приоритет—
СССР (53) УДК 629.113-585. 127 (088.8) пе делам лэебретеккй и еткрмткй
Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4
Дата опубликования описания 30.01.83 (72) Автор изобретения
Ф. В. Беляев
Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования . (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА fIEPEQA× ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
4,67 1 45
1 3,22 — = 1,448
1 2,1
1,45
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее, к грузовым автомобилям.
Известна планетарная коробка передач транспортного средства, содержащая ведущий вал, планетарные ряды, устройства управления, включающие фрикционные муфты, тормозы и выходной вал, причем водило первого планетарного ряда связано с эпициклическим колесом второго планетарного ряда, солнечное колесо которого связано с солнечным колесом первого планетарного ряда и с первым тормозом, а водило третьего планетарного ряда жестко связано с ведомым валом (1) .
Недостатком известной коробки передач является повышенное число управляемых элементов, что снижает надежность ее работы.
Кроме того, последовательность передаточных чисел, реализуемых коробкой, имеет отклонение от заданного закона геометрической прогрессии.
6,77 — = 1,449;
12 4,67
Известно что для обеспечения наилучших динамических и качественных показателей автомобиля подбор передаточных чисел трансмиссии должен осуществляться на основании закона геометрической прогрес5 сивности.
Указанный недостаток приводит к ухудшению динамики разгона транспортного средства и повышению эксплуатационного расхода топлива.
Цель изобретения — упрощение конструк ции.
Поставленная цель достигается тем, что планетарная коробка передач снабжена дополнительным планетарным рядом, солнечное колесо которого жестко связано с сол . нечным колесом второго планетарного ряда, водило — с водилом третьего планетарного ряда, а эпициклическое колесо связано с вторым тормозом и ведущим валом посредством первой фрикционной муфты, при этом
2О солнечное колесо третьего планетарного ряда жестко связано с ведущим валом, эпициклическое колесо — с солнечным колесом первого планетарного ряда, водило— с ведомым валом и эпициклическим колесом первого планетарного ряда, у которого
992251
1о
20 з х 35+3
Ь ° = 1,45;
1в
3 солнечное колесо связано с солнечным колесом второго планетарного ряда посредством второй фрикционной муфты водило первого планетарного ряда связано с третьим тормозом. .На чертеже изображена кинематическая схема пленатарной коробки передач.
На ведущем валу 1 жестко закреплена солнечная шестерня 2 третьего планетарного ряда, в котором сателлит 3 расположен на водиле 4. Водило 4 жестко связано с выходным валом 5 и водилом 6 дополнительного планетарного ряда, а также с эпициклическим колесом 7 второго планетарного ряда. Эпициклическое колесо 8 третьего планетарного ряда жестко связано с солнечным колесом 9 второго планетарного ряда, которое взаимодействует посредством фрикционной муфты 10 с солнечным колесом 11 первого планетарного ряда. На водиле 12 второго планетарного ряда расположен сателлит 13. Это водило жестко связано с эпициклическим колесом 14 первого планетарного ряда, на водиле 15 которого расположен сателлит 16. Водило 15 связано с тормозом 17. Солнечное колесо 18 дополнительного планетарного ряда жестко связано с солнечным колесом 11 первого планетарного ряда и взаимодействует с тормозом 19. На водиле 6 дополнительного планетарного .ряда расположен сателлит 20.
Эпициклическое колесо 21 дополнительного планетарного ряда взаимодействует с тормозом 22 и связано с ведущим валом посредством фрикционной муфты 23.
Коробка передач работает следующим образом.
Движение от двигателя передается через ведущий вал 1 солнечному колесу 2.
Для получения первой передачи (переда гочное число i ) включаются тормозы 17 и 19. При этом заторМаживаются звенья (колеса и водила) 11, 15, 14 и 12, а движение от солнечного колеса 2 передается через звенья 4, 8, 9 и 7 выходному валу 5.
Вторая передача (передаточное число
iz) осуществляется включением тормоза 17 и муфты 10, при этом затормаживается водило 15, а колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10. Тогда движение от колеса 2 передается через звенья 8, 9, 11, 14, 12, 7 и 4 выходному валу 5.
Третья передача (передаточное число i ) осуществляется включением тормоза 19 и муфты 10. При этом колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10, а тормоз 19 затормаживает колеса 11, 9 и 8. Тогда движение от шестерни 2 передается через водило 4 выходному валу .5.
Четвертая передача (передаточное число 14 ) осуществляется включением тормоза 17 и муфты 23, при этом водило 15 затормаживается, а муфта 23 жестко соединяет колесо 21 с ведущим валом 1. Тогда движение от колеса 21 и шестерни 2 переда4 ется через звенья 6, 18, 11, 14, 12, а также 8, 9, 7 и 4 выходному валу 5.
Пятая передача (передаточное число i5) осушествляется включением тормоза 19 и муфты 23, при этом колеса 18 и 1! затормаживаются тормозом 19, а муфта 23 жестко соединяет колесо 21 с ведущим валом 1. Тогда движение от колеса 21 и шестерни 2 передается через звенья 6 и 4 выходному валу 5. Прямая передача осуществляется включением муфт 10 и 23.
Задний ход (передаточное число i i„) реализуется включением тормоза 22 и муфты 10, при этом колесо 21 затормаживается, а колеса 11 и 9 жестко соединяются муфтой 10. Тогда движение от шестерни 2 передается через звенья 8, 9, 11, 18, 6 и 4 выходному валу 5. В нейтральном положении муфты и тормоза отключены.
Ниже приведены получаемые величины передаточных чисел и их отношения:
1 6,4138 1а 4.4И
12 4,@1 — =1454 Г 3 Р476 =1,4473;
Предлагаемое конструктивное выполнение планетарной коробки передач позволяет повысить надежность ее работы, улучшить динамику разгона автомобиля и снизить эксплуатационный расход топлива за счет уменьшения количества управляемых элементов с шести до пяти и реализации ряда передаточных чисел, являющихся более точными членами геометрической прогрессии.
Формула изобретения
Планетарная коробка передач транспбртного средства, содержащая ведущий вал, нланетарные ряды и устройства управления, включающие фри кционные муфты, тормозы и выходной вал, причем водило первого планетарного ряда связано с эпициклическим колесом второго планетарного ряда, солнечное колесо которого связано с солнечным колесом первого планетарного ряда и с первым тормозом, а водило третьего планетарного ряда жестко связано с ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, она снабжена дополнительным планетарным рядом, солнечное колесо которого жестко связано с солнечным колесом второго планетарного ряда, водило — с водилом третьего планетарного ряда, а эпициклическое колесо связано с вторым тормозом и ведущим валом посредством первой фрикционной муфты, при этом солнечное колесо третьего планетарного ряда жестко связано с ведущим валом, эпициклическое колесо — с солнечным колесом первого планетарного ряда, водило — с ведомым валом и эпициклическим колесом первого
992251
Составитель C. Белоусько
Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Л. Филь
Заказ 11218/15 планетарного ряда, у которого солнечное колесо связано с солнечным колесом второго планетарного ряда посредством второй фрикционной муфты, водило первого планетарного ряда связано с третьим тормозом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 306988, кл. В 60 К 17/08, 1969 (прототип) .