Устройство для контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСЫОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.08.81 (21) 3328611/27-11 (51) М. Кл.

В 60 Я !1/00 с присоединением заявки №вЂ”

Гееударетееииьм кемитет (23) Приоритет—

СССР

Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4 (53) УДК 629.013 (088.8) по делам изебретеиий и еткрытий

Дата опубликования описания 05.02.83

Х-: (72) Автор изобретения

В. Н. Черепанов (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ

СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам контроля исправности сигнальных ламп транспортных средств.

Известно устройство для контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства, содержащее индикатор, подключенный к источнику питания через транзисторный ключ, управляющий вход которого соединен с выходом логического элемента И, транзисторы с резисторами в базовых и коллекторных цепях, включенные в последовательные цепи сигнальные лампы, диоды и выключатель, и подключенные к источнику питания через главный выключатель, причем входы элемента И соединены с коллекторами соответствующих транзисторов (1j

Недостатком известного устройства является его низкая надежность ввиду большой сложности и необходимости регулировать величину резисторов в цепях транзисторов в зависимости от типа применяемых сигнальных ламп.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что известное устройство снабжено конденсатораСАН ИЕ „„9 ми и дополнительными диодами, при этом каждый конденсатор соединен одной обкладкой с точкой соединения вывода соответствующей сигнальной лампы и катодом диода, а другой обкладкой — с резистором базовой цепи соответствующего транзистора и анодом дополнительного диода, катод которого соединен с эмиттером указанного транзистора.

На чертеже представлена электрическая блок-схема предлагаемого устройства.

Индикатор 1 через транзисторный ключ

2 и главный выключатель 3 соединен с источником 4 питания. Сигнальные лампы 5 соединены с главным выключателем Ъ и. источником 4 питания через диоды 6 и контакты 7 соответствующих выключателей.

Для контроля каждой лампы 5 включен соответствующий транзистор 8 с резисторами 9 и 10 в цепях базы и коллектора, конденсатор 11 и дополнительный диод 12. Конденсатор 11 одной обкладкой соединен с одним выводом соответствующей сигнальной лампы 5, а другой обкладкой — с анодом дополнительного диода 12 и резистором

9 базовой цепи транзистора 8, а катод дио992266 да соединен с его эмиттером и главным выключателем. Все коллекторы транзисторов подключены к входам элемента И 13, выход которого соединен с управляющим входом транзисторного ключа 2. Все элементы

6 и 8 — 12 для контроля одной сигнальной лампы могут быть конструктивно объединены в модули 14.

Устройство работает следующим образом.

При замыкании главного выключателя

3 происходит заряд конденсатора 11 по цепи: «плюс» источника 4 питания — главный выключатель 3 — базовый переход транзистора 8 — резистор 9 — конденсатор 11 --- контролируемая сигнальная лампа 5 — — «минус» источника питания. Через коллскторный переход транзистора 8 и резистор 10 проходит коллекторный ток, обусловлепп:»й базовым током. По окончании заряда конденсатора прекращается и коллекторный ток. Таким образом, на резисторе !0 (т. е. на выходе модуля 14) образуется импульс напряжения. Такой же импульс образуется и на выходе другого модуля 14.

Оба эти импульса поступают на входы схемы элемента И 13. Выходной импульс элемента И 13 включает транзисторный ключ

2, а тот в свою очередь подключает к источнику питания на короткое время индикатор 1.

В случае, если неисправна (перегорела) хотя бы одна контролируемая сигнальная лампа 5, конденсатор 11 не заряжается и на резисторе 10, а следовательно. и на одном из входов элемента И, нет импульса напряжения. На выходе схемы И также нет импульса, и транзисторный клк ч 2 не включает индикатор 1.

Таким образом, сразу же при включении главного выключателя 3 водитель получает информацию о исправности или неисправности сигнальных ламп.

При нажатии, например, педали ножного тор моза замыкаются контакты выключателя 7 стоп-сигнала и зажигаются сигнальные лампы 5, а конденсатор 11 разряжается через диоды 6 и 12 и контакт 7 выключатеЛЯ.

При отпускании педали тормоза контакты 7 включателя размыкаются и повторяется процесс заряда конденсатора 11 и образования импульса напряжения на входе схемы И, вновь включается индикатор 1.

При перегорании одной из ламп стоп-сигнала индикатор 1 не включается.

Следовательно, водитель получает информацию о состоянии ламп (в данном случае стоп-сигнала) сразу же при включении зажигания и при каждом отпускании педали ножного тормоза.

Предлагаемое устройство может быть применено для контроля ламп указателя поворотов и любых других сигнальных ламп автотранспортных средств.

Такое построение системы позволяет контролировать практически неограниченное количество ламп. При этом не требуется подбирать элементы схемы в зависимости от мощности ламп — достаточно лишь, чтобы схема могла работать с максимально возможной нагрузкой, т. е. она может быть унифицирована и выполнена в виде отдельного модуля. Таким образом, контроль при увеличении количества ламп может быть обеспечен просто соответствующим увели-20 чением числа модулей импульсной схемы.

Формула изобретения

Устройство для контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства, содержащее индикатор, подключенный к источнику питания через транзисторный ключ, управляющий вход которого соединен с выходом логического элемента И, транзисторы с резисторами в базовой и коллекторных цепях, включенные в последовательные цепи соответствующие сигнальные лампы, диоды и выключатель, и подключенные к источнику питания через главный выключатель, причем входы элемента И соединены с коллекторами соответствующих транзисторов, 35 отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено конденсаторами и дополнительными диодами, при этом каждый конденсатор соединен одной обкладкой с точкой соединения вывода соответствующей сигнальной лампы и катодом диода, а

40 другой обкладкой — с резистором базовой цепи соответствующего транзистора и анодом дополнительного диода, катод которого соединен с эмиттером указанного транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I Заявка ФРГ М 1933016, кл. В 60 („) 9/00, 1973.

99226б

Редактор Л. Филь

Заказ 11219/16

Составитель Н. Лысяков

Техред И. Верес Корректор В. Прохненко

Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., a. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4