Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛИСАНИЕ
ИЗОВЕЕтЕНИЯ
М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<„>992287
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт.свид-ву— (51) М. Кл.з (22) Заявлено 18.02.81 (21) 3248682/27-11 с присоединением заявки №вЂ”
В 61 Н 5/00 (23) Приоритет— Геаударетееллмй кемлтет
Опубликовано 30.01.83. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 05.02.83 (53) УДК 629.4. .077-592. 117 (088.8) па делам лзееретеикй и OlNphlYHA (72) Автор изобретения
В. А. Салов (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЛ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции дискового тормоза, в частности для рудничных локомотивов и вагонеток.
Известен. дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства, содержащий диск, жестко закрепленный на оси колесной пары, тормозные колодки, подвешенные на рычагах, и силовой цилиндр для поджатия тормозных колодок к торцовым поверхностям диска (1).
Недостаток конструкции заключается в ее нестабильности тормозной силы при изменении коэффициента трения тормозных колодок о диск.
Цель изобретения — стабилизация тормозной силы дискового тормоза при изменении коэффициента трения колодок о диск.
Поставленная цель достигается тем, что в дисковом тормозе рычаги связаны между собой цилиндром и одними концами шарнирно закреплены на корпусах подшипников, насаженных на ось колеса с обеих сторон диска, и снабжены смонтированными на других концах рычагов роликами, между которыми установлен клиновой упор, закрепленный на транспортном средстве.
Кроме того, с целью стабилизации тормозной силы при вращении диска в разные стороны, клиновой упор содержит два направленных навстречу один другому клина.
На фиг. 1 изображен дисковой тормоз, общий вид; на. фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.
Тормоз содержит диск 1, жестко закрепленный на колесной оси, тормозные колодки, состоящие из пластин 2 и фрикционных накладок 3, силовой цилиндр.4 для прижатия колодок к диску 1 через рычаги 5, которые шарнирно закреплены на корпусах подшипников 6, насаженных на колесную ось с обеих сторон диска 1. Рычаги 5 снабжены роликами 7, между которыми установлены
15 клиновые упоры 8, закрепленные на транспортном средстве. Клиновые упоры расположены вершинами друг к другу для обеспечения работоспособности тормоза при вращении диска в обе стороны.
Тормоз работает следующим образом.
При подаче рабочего тела в штоковую полость силового цилиндра 4 рычаги 5 прижимают тормозные колодки к диску 1. Все перечисленные элементы совершают затем угловое перемещение вместе с диском до на992287 чала взаимодействия роликов 7 с клиновыми упорами 8, после чего рычаги останавливаются, а диск проскальзывает относительно фрикционных накладок 3. В результате взаимодействия роликов 7 с клиновыми упорами 8 сила прижатия колодок к диску уменьшается на величину, пропорциональную силе трения колодок о диск = F ц (1) где F — сила треййя; а — половина угла клина.
Тогда, значение самой силы трения составит (2) где К вЂ” сила прижатйя колодок к диску, создаваемая силовым цилиндром;
- коэффициент трения фрикционных накладок о диск.
Сила трения колодок о, диск известных дисковых тормозов
F K . (3)
Сравнение выражений (2) и (3) пока- щ зывает, что зависимость силы трения у предлагаемой конструкции дискового тормоза от коэффициента трения существенно меньшая
f (находится и в числителе и в знаменателе формулы). Следует отметить, что для получения одинаковых значений силы трения усилие силового цилиндра предлагаемого тормоза должно быть большим.
В связи с тем, что в создании силы прижатия колодок к диску используется собственно сила трения колодок о диск, предлагаемый дисковый тормоз имеет меньшую зависимость тормозной силы от коэффициента трения. Так при изменении коэффициента трения от f = 0,5 до f = 0,25 величина тормозной силы известного тормоза уменьшается на 50%, а предлагаемого лишь на 27% для аналогичных условий и при tg А = 0,3.
Эта особенность предлагаемой конструкции позволяет автоматически приблизить уровень касательной тормозной силы к пределу силы сцепления без регулирования усилия силового цилиндра.
Формула изобретения
1. Дисковый тормоз железнодорожного транспортного средства, содержащий диск, Жестко закрепленный на оси колесной пары, тормозные колодки, подвешенные на рычагах, и силовой цилиндр для поджатия тормозных колодок к торцовым поверхностям диска, отличающийся тем, что, с целью стабилизации тормозной силы при изменении коэффициента трения колодок о диск, рычаги связаны между собой цилиндром и одними концами шарнирно закреплены на корпусах подшипников, насаженных на ось колеса с обеих сторон диска, и снабжены смонтированными на других концах рычагов роликами, между которыми установлен клиновой упор, закрепленный на транспортном средстве.
2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что, с целью стабилизации тормозной силы при вращении диска в разные стороны, клиновой упор содержит два направленных навстречу один другому клина.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 1780454, кл. В 61 Н 5/00, 1973 (прототип).
992287
Фм2. 3
Составитель А. Ходыкин
Редактор Н. Гришанова Техред И Верес Корректор E. Рошко
Заказ 11221/17 Тираж 505 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4