Способ дефектации втулочно-роликовой цепи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ .К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) ЗаЯвлено 20.08.81(21) 3334525/25-06 {Я f) М. Кд.э

Союз Советских социалистических

Рвспублнк с присоединением заявки HP (23) Приоритет

Государственный комнтет

СССР но делам изобретений н OTKphltHN

G 01 В 3/00

Опубликовано 300183. Бюллетень Йо 4 (53) УДК621. 436. .001.5 (088. 8) Дата опубликования описания 300133 (72) Авторы изобретения

A.A.Àëåêñàíäðoâ, 3.A.Ëÿõîâåöêèé и еф„.Соломк ;: (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ ДЕФЕКТАЦИИ ВТУЛОЧНО-РОЛИКОВОЙ ЦЕПИ

Изобретение относится к диагности=. ке судовых дизелей и может быть использовано для дефектации втулочнороликовой цепи привода распределительного вала по ее удлинению от износа.

Известен способ дефектации втулоч« но-роликовой цепи по ее удлинению от износа, заключающийся в том, что )g снимают цепь со звездочек, натягивают ее заданной нагрузкой, определяют фактическое увеличение параметра состояния цепи относительно номинального и сРавнивают его с пРедельным, в качест- 15 ве,параметра состояния измеряют длину участка цепи, состоящего из определенного количества звеньев, вычисляют фактическое удлинение этого участка по отношению к расчетной длине такого же количества звеньев, имеющих но.минальный шаг, и для определения годности цепи полученное фактическое удлинение сравнивают с предельным.

При этом количество звеньев измеряемого участка выбирают равным 35-50 в зависимости от номинального шага цепи (1).

Однако при этом способе требуется выполнение большого объема работ изэа необходимости полной разборки цеп ной передачи. Хрома того, невозможно обнаружить отдельные изношенные звенья, достигшие предельного удлинения, если в измеряемом участке цепи остальные звенья имеют незначительный износ.

Известен также способ дефектации втулочно-роликовой цепи судового дизеля по ее удлинению от износа, включающий определение фактического увеличения параметра состояния цепи относительно номинального и сравнение его с предельным. При осуществлении способа вскрывают кожух цепной передачи, валоповоротным механизмом проворачивают закрепленную на коленчатом валу ведущую звездочку для натяжения рабочим усилием (ведомая звездочка распределительного вала находится под нагрузкой, действующей на распределительный вал) и установки в удобное положение измеряемого участка цепи, измеряют непосредственно s картере длину прямого участка цепи, состоящего из определенного количества звеньев, и вычисляют фактическое удлинение этого участка по отношению к расчетной длине такого же количества звеньев, имеющих номинальный шаг.

Для определения годности цепи измеря992425 ют все ее участки ввиду неравномерности износа, вычисляют их фактические удлинения и сравнивают с предельным удлинением. Количество звенЬев измеряемых участков по рекомендациям фирм-изготовителей цепей для судовых 5 дизелей выбирают в пределах 6-10 с целью повышения точности измере ния $2).

Однако известный способ большой продолжительностью и трудоемкостью выполнения работ из-за того, что нужно вскрывать кожух цепной передачи, проворачивать звездочку налоповоротным механизмом для поочередного про 15 хождения всех участков цепи через мес.то измерения, каждый раз останавливать звездочку, устанавливать вручную устройство для измерения длины участка цепи, выполнять измерение и снимать это устройство для возможности дальнейшего пронорачивания звездочки.

При этом способе нельзя обнаружить отдельные изношенные звенья, достигшие предельного удлинения, если в измеряемом участке цепи остальные звенья имеют незначительный износ. Кроме того, способ небезопасен, так как измерения выполняют вручную в картере.

Цель изобретения — сокращение тру-30 доемкости и продолжительности дефектации цепи.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве параметра состояния цепи измеряют величины радиального 35 подъема каждого ролика цепи по рабо.чему профилю зуба звездочки относительно его положения при номинальном шаге звеньев, измерения проводят в пределах угла охвата звездочки цепью,40 причем звездочку непрерывно проворачивают для прохождения всех роликов цепи через точку измерения.

На фиг.1 изображено устройство для осуществления способа дефектации 45 цепи, установленное на цепном приводе распределительного вала судового дизеля; на фиг.2 — узел I на.фиг.1.

Устройство для осуществления способа содержит измерительный элемент, выполненный в виде контактного датчи--50 ка, состоящего из стержня 1 и индикатора 2 часового типа с регистрирующей шкалой, собранных в.корпусе 3, кото-. рый ввернут в отверстие в кожухе цепной передачи 4, выполненной радиаль. но к.звездочке 5 в пределах ее угла охвата oL . Продольное перемещение стержня 1 относительно корпуса 3 регистрируется положением стрелки на шкале индикатора 2. Ролики б диамет- 60 ром 4 при номинальном шаге t звеньев цепи радиально располагаются во впадинах зубьев звездочки 5, как показано пунктиром на фиг.2. При этом .ролики выступают над наружной цилинд-65 рической поверхностью (над вершинами зубьев) звездочки диаметром Оц, являю-, щейся базовой для изготовления звездочки, на величину

+ Ь.

1 О 2 2

2э IA где Z — число зубьев звездочки.

Устройство регулируют так, чтобы при нулевом положении стрелки по шкале индикатора 2 стержень 1 при проворачивании звездочки 5 соприкасался с расположенными во впадинах зубьев роликами 6 звеньев цепи при их номинальном шаге. Это достигается тем, что при нулевом положении стрелки расстояние от конца стержня до наружной цилиндрической поверхности звездочки (до вершин зубьев) устанавливают равным A.

В результате износа цепи 7 увеличинается шаг ее звеньев на величину д по отношению к номинальному шагу

t и каждый ролик б радиально поднимается по рабочему профилю зуба звездочки на величину аА, пропорциональную величине Да.

Способ осуществляют следующим образом.

Звездочку проворачивают валоповоротным механизмом для прохождения всех роликов цепи 7 через точку измерения, н которой они соприкасаются со стержнем 1. Каждый ролик б цепи набегает на стержень 1, поднимает его на величину д Л, которая регистрируется стрелкой на шкале индикатора 2. При этом не нужно каждый раз останавливать звездочку для замера величин и А, так как эти измерения выполняются антоматически при проворачивании звездочки.

Для определения годности дефектуе— мой цепи измеренные величины ll А для каждого ролика сравнивают с предельной величиной Д А, которую определяют исходя из предельного шага звеньев.

Таким образом, при осуществлении предлагаемого способа происходит сокращение продолжительности и трудоемкости работ по дефектации цепи, так как не нужно вскрывать кожух цепной передачи, периодически останавливать звездочку и выполнять вручную измерение участков цепи. При этом способе повышается надежность цепной пере дачи благодаря воэможности обнаруживать отдельные предельно изношенные звенья, так как величину и А измеряют для каждого ролика. Благодаря тому, что измерения дА выполняют вне картера дизеля повышается безопасность труда °

Кроме того, при таком способе дефектации цепи возрастает точность измерения, так как величина АА больше величины g t для наиболее распространенного числа Z зубьев звездочки, 992425

Формула изобретения

Фи Л превышающем 10, что характеризуется выражением

bt

1НО

25 15 5 полученным исходя из того, что радиальный подъем роликов является приращением радиуса делительной окружности от увеличения шага. на величину.

Способ дефектации втулочно-роликовой цепи судового дизеля по ее уд- 35 линению от износа, включающий определение фактического увеличения параметра состояния цепи относительно номинального и сравнение его с предельным, I

ВНИИПИ Заказ 352/24

Тираж 600 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 отличающий ся тем, что, с целью сокращения продолжительности и трудоемкости, в качестве параметра состояния цепи измеряют величины радиального подъема каждого ролика цепи по рабочему профилю зуба звездочки относительно его положения при номинальном шаге звеньев, измерения проводят в пределах угла охвата звездочки цепью, причем звездочку непрерывно проворачивают для прохождения всех роликов цепи через точку измерения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ачеркан Н.С. Детали машин. Книга 1, M., Машгиз, 1953, с. 473-474, 2. Мамонтов М.Т. Ремонт дизелей типа "Бурмейстер и Вайн". М., "Транспорт", 1972, с. 79.