Рельсовое скрепление для пути на железобетонном основании
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 992636
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социвлистнческик республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 10.06.81 (21) 3297867/29-11 с присоединением заявки М (51 j Nl. Кл.
Е 01 В 9/48
Гвсударствеевй кеквтвт
В. В. Купцов, А..К. Кузнецов, В. Ф. Афанас и Н. В. Петров
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знаме исследовательский институт железнодорожног и Проектно-технологическо-конструкторск
Главного управления пути Иинистерства путе
СССР (72) Авторы изобретения
КГ"Гучков..., НО рта (71) Заявители (54) РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ПУТИ
НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ ОСНОВАНИИ
Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, . конкретнее к устройству прикрепления рельсов бесстыкового пуТи на железобетонном основании.
Известно рельсовое скрепление, со5 держащее подрел ьсовую у пру гую прокладку, а также расположенную под ней подкладку с загнутыми вверх концами, причем в подкладке и упругой прокладке выполнены соосные отверстия, через которые пропущены анкерные болты с надетыми на них электроизолирующими втулка и, размещенными в отверстиях подкладки и упругой прокладки, и пружинными клеммами (1).
HpäoñTатком рельсового скрепления является то, что отсутствуют упругая и электроизолирующая прокладки под подкладкой, а также электроизоля-20 ция пружинных клемм от закладных болтов, что снижает поперечную устой чивост ь рел ьса в эксплуатации и не обеспечивает работу автоблокировки.
Кроме того, скрепление не позволяет производить регулировку положения рельса по высоте.В итоге оно требует повышенных затрат в эксплуатации.
Наиболее близким к предлагаемому является рельсовое скрепление, содержащее подрельсовую прокладку, а также расположенную под ней подкладку с ребордами и загнутыми вверх нонцами, под которой размещена упругая прокладка, причем в подкладке и упругой прокладке выполнены соосные отверстия, через которые пропущены анкерные болты с надетыми на них электроизолирующими втулкаи, пружинными клеммами, прижимными шайбами и гайнами (2).
В известном рельсовом скреплении недостаточно надежны электроизоляция анкерного болта от подкладки и защита отверстия железобетонного основания от проникновения эасорителей, а также затруднен монтаж скрепления, особенно при текущем содержа99
Цель изобретения - снижение эатр ат при э ксплу ат ации .
Поставленная цель достигается тем, что рельсовое скрепление, содержащее подрельсовую прокладку, а также расположенную под ней подкладку с ре6ордами и загнутыми вверх концами, под которой размещена упругая прокладка, причем в подкладке и упругой прокладке выполнены соосные отверстия, через которые пропущены анкерные болты с надетыми на них электроизолирующими втулками, пружинными клеммами, прижимными шайбами и гайками, снабжено коническими упругими пробками, каждая из которых расположена в отверстиях прокладки и упругой прокладки и выполнена с сужающимся сверху вниз отверстием, через которое пропущен анкерный болт, охватываемый с натягом нижней частью указанной упругой пробки, при этом нижний конец электроизолирующей втулки введен в верхнюю часть сужающегося отверстия упругой пробки, а каждая пружинная клемма выполнена с верхней и нижней ветвяи, причем ее нижняя ветвь расположена в контакте с упругой пробкой.
Толщина средней зоны упругой прокладки больше толщины ее крайних зон, в которых выполнены указанные отверстия, на величину у пругого сжатия прокладки под монтажной затяжкой энкерных болтов, причем крайние зоны упругой прокладки выполнены с рифпенияьи, ориентированными в поперечном направлении и расположенными симметрично относительно нижней ветви каждой пружинной клеммы.
Кроме того, каждая пружинная клемма на участке сопряжения ее нижней и верхней ветвей выполнена зак" ругленной и установлена с возможйии и капитальном ремонте пути, поскольку анкерный болт до затяжки гайки не фиксируется в проектном положении, а подкладка при смене рельсов - относительно шпалы. Кроме того, при использовании в средней части рельсовых плетей, а также на линиях с небольшой грузонапряженностью, в том числе при повторном использовании на малодеятельных путях, не. оправдан значительный расход металла на подкладки. Указанные недостатки обусловливают повышенные эксплуатацион" ные затр аты.
2636 4 ностью взаимодействия этого участка с загнутым концом подкладки.
На фиг. 1 изображено рельсовое скрепление на концевом участке рел ьсовой плети, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, в средней ее части (со стороны А показано положение деталей скрепления до монтажной затяжки анкерных болтов, а со стороны Бпосле нормативной монтажной затяжки); на фиг. 3 - элементы крепления в комплекте на анкерном болте, а на фиг. 4 - металлическая подкладка, вид сбоку.
3$ Рельсовое скрепление для прикрепления рельса 1 к железобетонному основанию 2 на концевом участке рельсовой плети бесстыкового пути (фиг. 1) содержит резиновую или резино-ткане2в вую подрельсовую прокладку 3 для обеспечения продольной устойчивости ,рельса, расположенную под ней ме таллическую подкладку 4 с ребордами для восприятия поперечной нагрузки
2$ от подошвы рельса и обеспечения регулировки положения рельса по высоте, упругую резиновую прокладку 5, размещенную в углублении железобетонного подрельсового основания 2 для
30 передачи на него поперечной нагрузки, и элементы крепления в комплекте, включающем в себя (фиг. 3) пружинную ппастинчатую клемму 6, электроизолирующую втулку 7 и коническую
3$ упругую пробку 8, надетые на анкерный болт 9. В смонтированном виде (Фиг. 1) пружинная клемма 6 своей нижней плоской ветвью контактирует с пробкой 8 ° Выполненная с отверстием, сужающимся вниз, упругая пробка 8 охватывает с натягом стержень анкерного .болта 9 на участке минимального диаметра своего отверстия, при этом ее верхняя часть зажата между электроизолирующей втулкой 7 и гранями отверстий в подкпадке 4 и прокладке 5.
При монтаже скрепления (сторона
А на фиг. 1) каждый крепежный комп$© лект устанавливают так, чтобы упругая пробка 8 вошла с небольшим натягом s отверстие подкладки 4. Пружинную клемму Ь, опирающуюся своей нижней ветвью на пробку 8, размещают в пазу реборды подкладки 4. Надавливая на болт сверху, опускают его до пре дела и поворачивают вокруг оси на
90 до упора. При необходимости, 5 9926 удерживая клемму 6, вытягивают вверх (до упора в анкерную шайбу внутри железобетонного основания) болт 9, который в этом положении удерживается упругой пробкой 8. При закручивании гайки пружинная клемма 6 перемещает упругую пробку 8 внутрь отверстия в подкладке 4 и прокладке 5.
Контактируя с подошвой рельса 1 и бортиком подкладки 4, пружинная клем- 10 ма 6 получает упругий прогиб верхней ветви, электроизолирующая втулка 7 своей верхней частью входит внутрь пробки 8, а сама упругая пробка зажимается в подкладке 4 и прокладке 5. »
Когда затяжка анкерного болта 9 дос- . тигнет нормативной величины, подкладка 4 всей своей опорной плоскостью контактирует с прокладкой 5.
При монтаже скрепления в средней 20 части рельсовой плети (фиг. 2) подкладку 4 с подрельсовой прокладкой
3 не устанавливают. В этом случае пробка 8 фиксируется в отверстии. прокладки 5, а также в верхней час- 2» ти отверстия железобетонного основания 2.
Демонтаж скрепления {фиг. 1 и 2) осуществляют в следующей последовательности: ослабляют гайку, клеммой
6 извлекают вверх втулку 7, нажатием опускают болт 9 и поворачивают вокруг оси, затем извлекают весь крепежный комплект.
3»
Предлагаемое рельсовое скрепление (фиг. 1) особенно эффективно при использовании на уравнительных пролетах бесстыкового пути, íà концевых участках рельсовых плетей, в крутых кривых и других местах повышенного динамического воздействия на путь lio его протяжению, например в стыках рельсов звеньевого пути период капитального ремонта ° Кро 4» .ме того, чтобы сохранить направление укладки бесстыковых плетей, следует использовать предлагаемое устройство (кроме стыковых шпал звеньевого пути) также на 1-3 шпалах в се»О редине каждого звена рельсошпальной решетки. Перед надвижкой рельсовых плетей рельсовое скрепление полностью ослабляют, а подошву рельса освобождают от пружинных клемм 6.
В этом случае упругие пробки 8 продолжают фиксировать подкладку 4 относительно железобетонного основания .
6 6
При использовании в средней части рельсовых плетей и при перекладке рельсошпальной решетки на мглодеятельные участки пути для повторного использования металлические подкладки не устанавливаются.
В связи с тем, что предлагаемое рельсовое скрепление универсально и позволяет использовать его без установки металлических подкладок достигается экономия металла около !2-14 т на 1 км пути. Кроме того, сокращаются затраты труда при капи т ал ьном
/ ремонте и текущем содержании пути вследствие облегчения монтажа скрепления, повышения надежности электроизопяции и защиты отверстий железобетонного основания от попадания засорителей.
Формул а и зобре тени я
Рельсовое скрепление для пути на железобетонном основании, содержащее подрельсовую прокладку, а также расположенную под ней подкладку с ребордами и. загнутыми вверх концам, под которой размещена упругая прокладка, причем в подкладке и уп1фгой ripo ìàäêå выполнены соосные отверстия, через которые пропущены анкерные болты с надетыми на них эле ктрои золирующи ми втул кави, пружинными клеммаи, прижимными шайбами. и гайками, о т л и ч а ю щ е е с я ,тем, что, с целью снижения затрат при эксплуатации, оно снабжено коническими упругими пробками, каждая из которых расположена в отверстиях подкладки и,упругой прокладки и выполнена с сужающимся сверху вниз отверстием, через которое пропущен анкерный болт, охватываемый с натягом нижней частью укаэанной упругой пробки, при этом нижний конец электроизолирующей втулки введен в верхнюю часть сужающегося отверстия упругой пробки, а каждан пружинная клемма выполнена с верхней и нижней ветвями, причем ее нижняя ветвь расположена в контакте с- упругой пробкой.
2. Рельсовое скрепление по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что .толщина средней зоны упругой пр1кладки больше толщины ее крайних эон, в которых выполнены укаэанные отверстия, на величину упругого сжатия прокладки под монтажной затяжкой анкерных болтов, причем крайние зоны упругой прокладки выполнены с рифлениями, ориентированными в поперечном направлении и расположенными сим- S метрично относительно нижней ветви каждой пружинной клеммы.
3. Рельсовое скреппение по п, 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждая пружинная клемма на участке о сопряжения ее нижней и верхней вет— вей выполнена закругленной и уста992636 8 новлена с возможностью взаимодействия этого участка с загнутым концом подкладки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ГДР N 31817, кл . 19 а 9/48, 25.09.64.
2. Совершенствование рельсовых скреплений. Под ред. H. 8. Петрова.
Труды НИИЖТ, вып. b 16, М., "Транспорт", 1979, с. 18, рис. 7 (прототип).