Радиально-осевая гидромашина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советския
Социалистических
Республик оц992795 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18. 06. 81 (21) 3325959/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет—
Опубликовано 30,0 1.83. Бюллетень Йо 4
Дата опубликования описания 30.01.83
)54) М. Кл.з
F 03 В 3/00
F 03 В 3/02
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений н открытий (И) УДК 621.224.1 (088. 8) . В.К. Рубцов, Н.Н.. Робук, И.С. Веремее Мо, ° A.Т, Скрынник н В. Я.. Гольдшмидт р ., >.
Харьковский ордена Ленина и ордена Тр
Энамени турбинный завод им. С.М. Киро
F
l асного ва (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (5 4 ) РАДИАЛЬНС}-ОСЕВАЯ ГИДРОМИМИНА
Изобретение относится к гидромашнностроению, а именно к устройству гидромашин радиально-осевого типа.
Известна радиально-осевая гидромашина, содержащая ататор, расположенные в нем направляющий аппарат и установленное с возможностью осевого перемещения рабочее колесо с валом и ступицей, снабженной периферийньм запорным кольцом, и сервомотор для перемещения рабочего колеса 11).
Недостатками известной радиальноосевой гидромашины являются сложность реализации режима синхронного ком-, пенсатора н большие потери активной мощности в этом режиме.
Цель изобретения — сокращение энергетических потерь при работе гндромашины в режиме синхронного компенсатора н повышение эксплуатационной надежности., Указанная цель достигается тем, что вал рабочего колеса снабжен подшипником, состоящим,из пяты и подпятника, и муфтой сцепления, установленной на пяте, а сервомотор выполнен в виде кольцевого прямоосного гидромотора с кольцевым поршнем, и подпятник установлен на верхнем торце поршня.
На чертеже представлена радиальноосевая гидромашина, продольный разрез .
Радиально-осевая гидромашина содержит статор 1, расположенные в нем направляющий аппарат 2 и установлен-. ное с возможностью осевого перемещения рабочее колесо 3 с валом 4 и ступицей 5, снабженной периферийным запорным кольцом 6, и сервомотор 7 для перемещения рабочего колеса, вал
4 рабочего колеса 3 снабжен опорным подпятннком, состоящим иэ пяты 8 и подпятника 9, и муфтой 10 сцепления, устайовленной на пяте 8, а сервомо тор 7 выполнен .в виде кольцевого рямоосного гидромотора с кольцевым поршнем 11 и подпятник 9 установле на,верхнем торце поршня 11.
О Работает радиально-осевая гидромашина следующим образом.
В исходном (нерабочем) состоянии рабочее колесо 3 находится в: нижнем положении и периферийным запорным
25 кольцом 6 перекрывает выходное сечение направляющего аппарата 2. Направ- лякщий аппарат 2 находится в закры- . том состоянии. Муфта 10 сцепления выключена и вал 4 рабочего колеса 3
36 разъединен с валом гидрогенератора.
992795
При пуске гидромашины рабочее колесо 3 при помощи сервомотора 7 поднимается в рабочее положение.
Муфта 10 сцепления включается и соеди няет вал 4 рабочего колеса 3 с валом гидрогенератора. Затем открывается направляющий аппарат 2 и вода поступает на рабочее колесо, приводя его во вращение. При нормальной остановке гидромашины или переводе ее в режим синхронного компенсатора за крывают направляющий аппарат. 2, разьединяют вал 4 рабочего колеса 3 с . валом генератора путем выключения муфты 10 сцепления и опускают рабочее колесо 3 при помощи сервомотора
7 в нижнее нерабочее положение. При этом запорное кольцо б дополнительно перекрывает выходное сечение направляющего аппарата 2 и предотвращает утечку воды. В разгонных режимах и при аварийных ситуациях гидромашина 4 может быть остановлена при открытом направляющем аппарате 2 путем опускания рабочего колеса 3 до полного перекрытия выходного сечения направляющего аппарата 2 запорным коль- 25 цом б.
Таким образом, предлагаемое выполнение радиально-осевой гидромашины.позволяет упростить ее перевод в режим синхронного .компенсатора, ЗО так как отпадает необходимость принятия мер по удалению воды из камеры рабочего колеса, исключаются потери энергии B этом режиме, связанные с трением в подшипниках вала ра" 3Я бочего колеса и трением элементов конструкции рабочего колеса об окружающую среду (воду или воздух), уменьшается износ подшипников, а также повышается надежность работы гидромашины за счет улучшения противоразгонных свойств и предохранения от повреждения лопаток направляющего аппарата при кратковременных остановках гидромашины.
Формула изобретения
Радиально-осевая гидромашина, со» держащая статор, расположенные в нем направляющий аппарат и установ- . ленное с возможностью осевого перемещения рабочее колесо с валом и ступицей, снабженной периферийным кольцом, и сервомотор для перемещения рабочего колеса, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью сокращения энергетических потерь при работе гидромашины в режиме синхронного компенсатора и повышения эксплу атационной надежности, вал рабочего колеса снабжен опорным подшипником, состоящим из пяты и подпятника, и муфтой сцепления, установленной на пяте, а сервомотор выполнен в виде кольцевого прямоосного гидромотора с кольцевым поршнем, и подпятник установлен на верхнем торце поршня.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
В 401819 кл. F 03 В 3/02, 1971.
992795
Составйтель В.. Князев
Техред М.Коштура . Корректор И. Шулла
Редактор Н. Кешеля филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 405/42 Тираж 499 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР.по делам изобретений и открытий
113035, Москва, X-35, Раущская наб., д. 4/5