Импульсная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

А. Е. Кропп, М;.И. Касаткин, А. Я. Ры

А. Н. Прудников, О. С. Козырев и С. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Ярославский политехнический ин в "/:; иту -(54) ИМПУЛЬСНАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к импульсным бесступенчатым передачам, в которых энергия передается не непрерывно, а в виде периодических импульсов, н может быть использовано в приводах рабочих машин с импульсивным характером вращения ведомого звена.

Известна импульсивная передача, содержащая корпус, ведущий вал с эксцентриками, ведомый. вал, кулачковый преобразующий механизм и роликовый механизм свободного хода, внутренняя обойма которого неподвижно закреплена на ведомом валу, посредством кулачкового преобразующего механизма свободного хода непрерывное однонаправленное движение сообщается ведомому валу, обеспе- чивая реализацию постоянного передаточного отношения (1) .

Недостатком известной передачи является невозможность переналадки передачи на иное передаточное отношение без разборки для последующей замены его деталей другими, а именно, необходим новый ведущий вал, эксцентрики с иным зксцентриситетом и тд.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой является импульсная передача, содержащая корпус, полый ведущий вал с эксцентриковымн шейками, размещенные на них поворот5 нныые е ззккссццееннттррииккии, ведомый вал.с механизмами свободного хода, преобразующие механизмы, связывающие эксцентрики с механизмами свободного хода, и механизм регулирования, включающий размещенный внутри ведущего вала шток и промежуточные элементы, воздействующие на эксцентрики.

В такой передаче механизм регулирования выполнен в виде проходящего в валу стержня, имеющего зубчатую рейку, и взаимодей З ствующего с ним зубчатого механизма, связанного с эксцентриком преобразующего механизма, обеспечивая его поворот для изменения зксцентриситета (2).

Недостатком передачи является ее невысокая надежность, обусловленная сложностью беззазорной регулировки одновременно двух разнородных зубчатых зацеплений — червячного и конического.

92871 4 телей 14 и взаимодействующего с корпусом

1 посредством выполненного в нем канала 19.

Радиальные отверстия 12 обоймы 11 выполнены с тем же угловым шагом, что и отверс40

3 9

Цель изобретения — повышение надежности и> шульсной передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в импульсной передаче, содержащей корпус, полый ведущий вал с эксцентриковыми шейками, размещенные на них поворотные эксцентрики, ведомый вал с механизмами свободного хода, преобразующие механизмы, связывающие эксцентрики с механизмами свободного хода, и механизм регулирования, включающий размещенный внутри ведущего вала шток и промежуточные элементы, воз-, действующие на эксцентрики, в ведущем ! валу выполнены радиальные отверстия, а про. межуточные элементы выполнены в виде установленной с возможностью поворота в корпусе и охватывающей ведущий вал обоймы с радиальными отверстиями, имеющими тот же угловый шаг, что и отверстия ведущего вала, размещенных в отверстиях обоймы и подпружиненных к оси обоймы толкателей, взаимодействующих с ними и со штоком и установленных в отверстиях ведущего вала вкладышей с выпуклой торцовой поверхностью, обращенной к обойме, пальцев, шарнирно связывающих обойму с эксцентриками, и фиксатора в виде штифта, соединенного с одним из толкателей и взаимодействующего с корпусом.

На фиР. 1 показана передача, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Передача содержит корпус 1, в котором на подшипниках размещен полый ведущий вал 2 с двумя эксцентриковыми шейками 3, смещенными одна относительно другой на

107, на которьгх размещены поворотные эксцентрики 4, ведомый вал 5 с механизмами 6 свободного хода, преобразующие механизмы, выполненные в виде пары шатунов

7, надетых поворотно на каждый из эксцентриков 4, механизм регулирования, выполненный в виде размещенного внутри ведущего вала 2 штока 8 с маховичком 9, закреплен,-. ным на свободном конце штока 8 и промежуточных элементов.

Ведущий вал 2 выполнен с радиальными отверстиями 10, а промежуточные злементы— в виде установленной в корпусе 1 и охватывающей ведущий вал 2 обоймы 11 с радиальными отверстиями 12, размещенных в отверстиях 12 обоймы 11 и поджатых пружинами 13 к оси обоймы 11 толкателей

14, взаимодействующих с ними и штоком 8, и установленных в отверстиях 10 ведущего вала 2 вкладышей 15 с выпуклой торцовой поверхностью 16, обращенной к обойме 11, пальцев 17, шарнирно связывающих,. обойму

11 с эксцентриками 4, и фиксатора в виде штифта 18, соединенного с одним из толка5

ЗО

35 тия 10 ведущего вала 2. Эксцентрики 4 размещены на запрессованных в них с одного конца осях 20, на другом конце которых установлены свободно надетые камни 21, размещенные в соответствующих гнездах 22 обоймы 11.

Импульсная передача работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 2 кривошип, выполненный в виде механизма двойного эксцентрика — эксцентричная шейка 3— эксцеытрик 4, сообщает колебательные движения шатунам 7 преобразующего механизма, которые с помощью механизмов 6 свободного хода преобразуются в однонаправленное вращательное движение ведомого вала 5.

Вращение ведомого вала 5 происходит с постоянной средней скоростью, величина которой определяется взаимным положением эксцентричной шейки 3 ведущего вала 2 и эксцентрика 4. Обойма 11 посредством толкателей 14 и вкладышей 15 также получает вращение от ведущего вала 2 с такой же скоростью. Так как корпус 1 передачи выполнен из чугуна, а обойма 11 — из стали, то в соединении корпуса и обоймы имеет место,, например, обычный подшипник скольжения.

Штифт 18, утопленный в тело обоймы 11 пружиной 13, не препятствует вращению обоймы 11 относительно корпуса 1.

Переналадка передачи на новое передаточное отношение осуществляется без разборки следующим образом.

Ведущий вал 2 должен быть неподвижен.

Затем с помощью маховичка 9 шток 8 перемещается в сторону маховичка с одновремен.нь>м lloBopoTQM его по часовой стрелке. При этом рабочая часть штока 8 (выполненная, например, конический) начинает взаимодейст- -" вовать с пальцами 17 вкладышей 15, перемещая их, а также толкатели 14 к периферии обоймы 11 и сжимая пружины 13. При этом только один толкатель 14, снабженный штифтом 18, препятствующим его радиальному перемещению вдоль отверстия 12; будет оставаться неподвижным до тех пор, пока при совместном вращении вала 2 и обоймы 11 оси отверстий 10 и радиальных каналов 19 соответственно обоймы 11 и корпуса 1 не совпадут. При совпадении осей штифт 18 под действием пружины 13 войдет в канал 19, диаметр которого соответствует диаметру штифта IS, что приведет к остановке вращения обоймы 11 относительйо корпуса 1, 992871 э

Дальнейшее вращение .маховичка 9 прекращается, а зго положение соответствует суммарному нулевому эксцентриситету эксцентричных шеек 3 и 4 и, следовательно, выстою ведомого вала 5. Это положение может быть зафиксировано как нулевое, ипи как начало отсчета.

Выдвижение штока 8 "на себя" приведет к перемещению вкладышей 15 до тех пор, пока торцовая поверхность 16 стыка вкладышей 15 и толкателей 14, очерченная радиусом шейки ведомого вала 5 в сечении А-А, не станет заподлицо с цилиндрической поверхностью вала 2. В этот момент с помощью маховичка 9 можно повернуть зафиксированный со штоком 8 вал 2 относительно эксцентрика 4, жестко зафиксированного вместе с обоймой 11 и корпусом 1 относительно вала 2, с помощью оси 20 и камня 21. В этом случае величина угла поворота маховичка будет определять требуемое число оборотов ведомого вала 5, считая от нулевого положения.

Таким образом, благодаря осуществлению перенападки импульсной передачи на новое передаточное отношение без ее разборки и замены деталей повышается надежносп работы передачи, что позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы.

Изобретение может быть использовано в условиях сельскохозяйственного производства, являющегося основным потребителем данных импульсных передач.

Формула изобретения

Импульсная передача, содержащая корпус, полый ведущий вал с зксцентриковыми шейками, размещенные на них поворотные эксS центрнки, ведомый вал с механизмами свободного хода, преобразующие механизмы, связывающие эксцентрики с механизмами свободного хода, и механизм регулирования, включающий размещенный внутри ведущего вала шток и промежуточные элементы, воздействующие на эксцентрики, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы, в ведущем валу выполнены радиальные язтверстия, а промежуточные эле15 менты выполнены в виде установленной с возможностью поворота в корпусе и охватывающей ведущий.вап обоймы с радиальными отверстиями, имеющими тот же угловой шаг, что и отверстия ведущего вала, размещенных

20 в отверстиях обоймы и подпружиненных к оси обоймы толкателей, взаимодействующих с ними и со штоком и установленных в отверстиях ведущего вала вкладышей с выпуклой торцовой поверхностью, обращенной

2S к обойме, пальцев, шарнирно связывающих с эксцентриками, и фиксатора в виде штифта, соединенйого с одним из толкателей и взаимодействующего с корпусом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Мальцев В. Ф. Механические импульсные передачи. М., "Mauumonpoeaad, 1978,с.8.рис2.

2. Патент Чехословакии Р 164608, кл. 47 h 5/00, 1976 (прототип).