Теплообменник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
gi)992992
Союз Советсмнк Соцналмстнческнк
Респубиик
„фЪ. (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 14-. 12 ° 81 (21) 3367402/24-06
f54}JA Nn з
F 28 0 7/08
F F 3/12 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Госуаарственный коинтет
СССР но яелаи нзобретеннй н открытий
Опубликовано 30.0 1.83. Бюллетень М 4 (53)УДК 621 565 58 (088 ° 8) Дата опубликования описания 30.01;83 .=»»», .» .: ,.» Ю,:»
Г.В. Аверин и В.И. Лыфарь
Запорожский ордена Октябрьской Революции а,„Кdpqeea
Трудового Красного Знамени автомобильный эйзщ Коммунар (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54) ТЕПЛООБМЕННИК
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а именно к устройстваМ, обеспечивающим комфорта-. бельность в салонах транспортных средств.
Известно устройство обеспечивающее вентиляцию и отопление салона транспортного средства, включающее корпус и размещенные в нем элементы для охлаждения и подогрева воздуха-, которые выполнены составными секциями, расположенными.с зазором по ходу движения воздуха, причем в зазоре размещена заслонка fl).
Недостатками данного устройства 15 являются большие габариты и неудобство обслуживания.
Известны устройства, обеспечивающие кондиционирование и обогрев салона транспортного средства, содер- 20 жащие заслонку для отсечения кожуха кондиционера от салона автомобиля, испаритель хладагента, нагреватель . и заслонку, регулирующую величину потока воздуха, проходящего через на- 25 греватель (2).
Недостатками укаэаиных устройств являются их громоздкость, материалоемкость, .наличие управляемых, направляющих поток воздуха или на испаритель при охлаждении салона или на нагреватель при обогреве салона, а также значительный объем салона, занимаемай системой кондиционирования и обогрева.
Известен теплообменник, содержащий змеевик в виде оребрейной плоской многоканальной трубы иэ алюминиевого сплава, каналы которой соединены с коллекторами (3).
Недостатком известного теплообменника является то, что его нельзя использовать в качестве охладителя и нагревателя салона в зависимости от времени года.
Цель изобретения - использование теплообменника в зависимости от времени года в качестве охладителя и нагревателя салона.
Поставленная цель достигается тем, что в теплообменнике, преимущественно для салона транспортного средства, содержащем змеевик в виде оребренной плоской многоканальной трубы из алюминиевого сплава,. каналы .которой соединены с коллекторами, каналы заглушены по торцам трубы s чередующемся порядке, а их стенки выполнены с отверстиями, соединяющими их с соответствующими коллекторами.
992992
На фиг. 1 изображен предлагаеьнй теплообменник1 на -фиг. 2 - сечение
A-A фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1 (повернуто) .
Теплообменник содержит змеевик
s виде оребренной плоской многоканальной трубы 1 из алюминиевого спла- ва, каналы которой заглушены по торцам трубы 1 в чередующемся порядке, а их стенки выполнены с отверстиями
2, соединяющими их с соответствующи- 10 ми коллекторами; входным 3 и выходным 4. Отверстия 5 незаглушенных каналов соединены также с соответствующими коллекторами: входным 6 и выходным 7. Труба 1 оребрена пластин- 15 чатыми ребрами 8.
Теплообменник работает следующим образом ° (пример использования теплообменника для системы кондиционирования и обогрева салона легкового 2() автомобиля).
Вследствие того, что предлагаемый теплообменник компактный, он вместо нагревателя монтируется на панели приборов. 25
В летнее время года теплообменник работает в режиме охлаждения, как испаритель воздухоохладителя системы кондиционирования воздуха. Для этого, по незаглушенным каналам через входной 6 и выходной 7 коллекторы циркулирует хладоноситель системы кондиционирования воздуха, поглощающий тепло при изменении своего состояния в результате перехода из жидкости в пар.
При этом по заглушенным каналам жидкость не циркулирует. Таким образом, продуваемый воздух, обойдя вокруг ребер 8, направляется на располагающихся внутри автомобиля пассажиров, обеспечивая им комфортные условия. ,В зимнее время года теплообменннк.работает в режиме подогрева, как нагреватель системы отопления салона автомобиля.
Для этого, например, по заглушенным каналам через входной коллектор
3, отверстия 2 и выходной коллектор
4 циркулирует жидкость, охлаждающая двигатель. В результате продуваемый воздух, обойдя вокруг ребер 8, повышает температуру в салоне автомобиля ° При этом в незаглушенные каналы жидкость не поступает .
Экономический эффект, получаемый в результате использования предлагаемого теплообменника, возникает за счет использования его в зависимости от времени года в качестве охладителя и нагревателя салона.
Формула изобретения
Теплообменник преимущественно для салона транспортного средства, содержащий змеевик в виде оребренной плоской многоканальной трубы из алюминиевого сплава, каналы которой соединены с коллекторами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью использования теплообменника в зависимости от времени года в качестве охладйтеля и нагревателя салона, каналы заглушены по торцам трубы в чередующемся порядке, а их стенки выполнены с отверстиями, соединяющими их с соответствующими коллекторами.
Источники информации, принятые во внимание при эксПертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 321660, кл. В 60 Н 3/ОО, 1967.
2. Патент Японии Р 54-12692, кл. 80 К 4, опублик, 1979.
3. Патент Великобритании Р 1390511, кл. F 4 S опублик. 1972.
-992992 подомоеиетР а
° фе
7 жжущ иге я
«ФЕXJtn Ъ югилже»
Тираж 670 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, ?москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 436/52
Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Ж. Иожаева
Редактор В. Пилипенко Техред М.Гергель Корректор Л. Вокшан