Способ получения антифрикционного покрытия на резиновом изделии
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И -С А Н И И ())994295
И ЗОЗРЕТЕ Н ИЯ
Сеюэ Советских
Соцкаяисткчеекм ресттубяик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 25. 03. 81 . (2! ) 3300068/23-05 (53)М. К,п.
Гевударепанвй квинтет . и еткрытнй В 29 Н g/00
В 05 0 7/02 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 07.02.83. Бюллетень Xi 5
Дата опубликования описания 07. 02 . 83 (5З) ЪЯК667.773 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. И. Хаймович, А. С. Булыгин, Н, В. Иа
В. Ф. Каблов и А. M. Огрель (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИфРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ
НА РЕЗИНОВОМ ИЗДЕЛИИ
Изобретение относится к способам нанесения антифрикционных покрытий на резинотехнические иэделия и может быть использовано при производстве резинотехнических изделий для
5 уплотнительных узлов машинного оборудования, например, нефтеперерабаты-. вающей и нефтехимической промышленности, работающих при яовышенных температурах, давлених и скоростях в агрес1о сивных средах.
Известен способ нанесения фторопластовых покрытий на, резиновые из genes путем формования фторопластовой оболочки, заполнения ее резиновой смесью и последующей вулканизации в пресс-форме Е1 3.
Однако такое покрытие, имеющее только механическую связь с резиной детали, обладает очекь низкой прочностью сцепления к резине -и недолговечно.Оно легко отслаивается от ре- зины, и деталь выходит из строя.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ получения антифрикционного покрытия на резиновом иэделии L2 ) Нанесением на последнее композиции фторсодержащего полимера, например лака
ФВВ-74Д, подсушкой в течение 30 мин. при комнатной температуре и отверждением при повышенной температуре. При этом одновременно с отверждвниеи пок" рытия происходит довулканизация изделия.
Такой способ нанесения покрытий. не позволяет получить высокие антифрикционные. свойства покрытий на ос" нове фторопласта для резиновых иэ" делий, работающих в узлах трения оборудования нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности при жестких условиях работы, например при давлениях выше 0,5 ИПа, скоростях сколь" жения порядка 10 и/с, температурах до 160 С.
3 99429
Цель изобретения - повышение антифрикционных свойств покрытия.
Эта цель достигается тем, что по способу получения антифрикционного: покрытия на резиновом изделии нанесением композиции на основе фторсодержащего полимера подсушкой и термоотверждением,после термоотверждения проводят дополнительную термическую обработку термический 46 удар при 380-500 С в течение 1-6 с.
Термический удар при 380-500 С s течение 1-6 с обеспечивает спекание частиц фторопласта в монолитную пленку и полную деструкцию наружного слоя связующего, имеющего повышенный (сравнительно с фторопластом) коэффициент трения, что снижает коэффициент трения покрытия в 1,5-2 раза и повышает его износостойкость; . 20
Свойства резины самой детали в результате кратковременного воздействия при термическом ударе не изменяются.
ll..р и м е р 1. На образцы вулкани- И зованной резины s виде цилиндров в рабочей (торцовой) части кистью наносят покрытие на основе политетрафторэтилена со связующим, в качестве которого исдользуют фторкаучук - СКФ-32. Пок- зо рытие-подсушивают в термошкафу при
50 C в течение 30 мин, затем отверждают в пресс-форме при 160 С в течение 10 мин.
После отверждения образцы извлека- з ют из пресс-формы и подвергают термическому удару путем приведения покрытия в контакт со стальной пластиной, нагретой до 380 С, в течение б сек.
Испытания образцов йроводят на машине трения вращательного движения в среде воздуха Ilo контртелу из стали 45 при скорости 0,7 м/с, Результаты испытаний сведены в табл.1.
По описанной методике изготавливают резиновые манжеты с покрытием.
5 4
После отверждения покрытие ман жет подвергают термическому удару в течение б с, на нагретом до 380 С стальном стержне с диаметром на
0,5-1 мм больше рабочего диаметра манжеты с покрытием.
Ивнжеты испытывают как уплотнение вала центробежного насоса в рабочей жидкости - масле с механическими примесями до 64, при давлении
0,6 ИПа, скорости 11 м/с и температуре 16О С.
Результаты испытания сведены в табл. 2.
Пример 2. По методике, описан ной в примере 1, наносят покрытие, Термический удар проводят при 450"С в течение 3 с. Результаты испытаний манжет и образцов на ц/б насосе и машине трения, проведенные при условиях, описанных в примере 1,сводят в табл.1 и 2.
Пример 3. По методике, описанной в примере l,íàíîñÿò покрытие на манжеты и образцы. Термический удар проводят при температуре 500 С в течение 1 сек. Результаты испытаний манжет и образцов, проведенные при условиях, описанных в примере 1, сводят в таблицы 1. и Z.
Пример 4 (no прототипу).На подвулканизованные резиновые образцы и манжеты в рабочей (трущейся) части кистью наносят покрытие на основе ПТФЭ. Покрытие подсушивают в термошкафу при 50 С в течение
Затем отверждают в пресс-форме при 150 С в течение 10 мин. При о этом происходила, одновременная довулканизация образцов.
Изготовленные таким рбразом образцы и манжеты подвергают испытаwe на износ на машине трения и центробежном насосе при условиях, описанных в примере l. Результаты испытаний сведены в табл. 1 и 2.
994295
5 6
Таблица1
Результаты испытаний образцов с покрытием в среде воздуха при Ч = 0,7 м/с
Нагрузка на образец, ИПа
Коэффициент трения (f) и скорость йэноса (3 ) в примерах
3 =êã„10-1
3 f xt0 1
01 023 О 7
03 021. 08
0,24 0,8
0,22 О 9
Ого 0,6
0,18 О 7
0,36
0,34
1,0
1,2
О 5 0,19 1,1
10 018 13
1,5 0,17 1,8
1,4
0,17 0,9
0,.16 } I
0,15 1,6
0,21 1,2 0,33
0,20 1 4 0,32
0,18 ; 1,8 0,30
2Л
2 5
Таблица2
Результаты испытаний манжет с покрытием на центробежном насосе в жидкой среде при Ч =11 м/с, Т=16О С и Р=0,6 ИПа
Показатель
Пример г 1 з
Коэффицйент трения манжеты 0,05
0,04
0,08
0,05
Внешний вид манжеты после
Изменеиспытаний в течение 10 ч
Следы износа . на трущейся no"" верхности
Изменений нет
Изменений нет
Формула изобретения
Применение предлагаемого способа
40 позволяет повысить износостойкость резиновых изделий в режиме трения без смазки в 0,14-1,6 раза, а коэффициент трения снизить в 1,5-2 раза.
Такое улучшение антифрикционных
45 показателей изделий приводит к увеличению срока службы иэделий. в 1,5-2 раза, и к повышению срока службы всего узла, в котором работают.покрытые предлагаемым способом резиновые изделия.
Предлагаемый способ нанесения позволяет получить высокие антифрикционные показатели для покрытий на основе фторопластов со связующими; . Особенно эффективно применение пред- з лагаемого способа при использовании покрытий иэ фторопласта с эластомерным связующими, обеспечивающими наилучшую адгезию покрытия к рези новым изделиям.
Нанесение таких покрытий предлагаемым:- способом позволяет расши- . рить область их применения и использовать в уплотнительных узлах оборудования, работающих при 160 С . и давле" нии до 2 ИПа,e агрессивных средах.
Способ получения антифрикционного покрытия на резиновом изделии навесением на поверхность последнего композиции на основе фторсодержащего полимера, подсушкой и термоотверждением, о т л и ч а ю щ и й.:с я -тем, что, с целью повйшения антифрикционных . свойств покрытия, после термоотвержде
Составитель В. Островский
Техред С.Иигунова Корректор Е, Ровко
Редактор Л. Утехина
Подписное
7 994295 ния проводят дополнительную термическую обработку - термический удар при
380-500 С s течение 1-6 с.
Источники информации, принятые во внимание .при экспертизе
1. Авторское
0 314656, кл. В
2. Авторское
И 368061, кл. В
S тотип).
Заказ 721/10 Тираж 645
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий..113035, Иосква, N-35, Раушская наб., д. 4/5
° тю
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 .8 свидетельство СССР
29 .Н 7/00, 1965. свидетельство СССР
29 Н 9/00, 1968 (про