Глубоководный буй
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы изобретения
А.И. Трохан и Е.А. Забелин (7l-) Заявитель (54) ГЛУБОКОВОДНЫЙ БУй
Изобретение-относится к техни- Ф ке подводных измерений.
Известен глубоководный буй, содержащий приборный контейнер, эаглубляющий груз с устройством его отделения, балластные емкости с бал".. .лвстом разного удельного веса, имею-. щие клапаны, и механизм регулирования плавучести буя 1. 1
Недостатком известного буя явля. е ется недостаточная точность удержания его на заданной. глубине.
Цель изобретения - повышение надежности и точности удержания буя на заданной глубине погружения.
fS
Дпя этого в известном буе механизм регулирования плавучести буя .выполнен из автономных узлов, каждый из которых включает газовую камеру, отделенный от нее эластичной диафраг- в мой и сообщенный отверстием с окружающей средой отсек и полость, сообщенную с окружающей средой, отделенную от отсека мембраной и гидрав2 лически связанную с одной из балласт". ных емкостей посредством отверстия с клапаном, шток которого прикреплен к мембране, причем по оси отверстия,. сообщающегося отсек с окружающей средой, установлен пружинный клапан, шток которого зафиксирован четкой, связанной гибкой связью с заглубляющим грузом.
На чертеже изображен глубоковод" ный буй в разрезе. буй содержит корпус 1, приборный
1 контейнер 2, заглубляющий груз 3, устройство 4 отделения груза, емкость 5 с легким и емкость 6 с тяжелым балластом. Дпя выравнивания давления внутри емкостей с наружным гидростатическим давлением последние снабжены упругими диафрагмами 7 (например, из резины). Верхнее отверстие А емкости 5 и нижнее Б емкости 6 перекрыты клапанами 8, содержащими шток 9 и пружину 10.
994333 формула изобретения
3
Каждый из двух узлов, представляющих собой механизм регулирования плавучести, включает отсек 11, сообщающийся через отверстие В со средой, и газовую камеру 12, причем со стороны, обращенной к емкостям
5 и 6, отсек ограничен мембраной t3, к центральной части которой прикреплен шток 9 клапана 8. Газовая ка.мера 12 примыкает к отсеку 11 и от- to делена от него эластичной диафрагмой 14 ° По оси отверстия В отсека
1l расположен пружинный клапан l5, положение которого в момент постановки фиксируется чекой 16, соединен- 1 ной гибкой связью 17 с грузом 3.
Предварительная грубая тарировка буя по плотности достигается подбором груза 18. При этом заглубляющий груз
3 снят. Полости Г, Д, Е .сообщаются через отверстия со средой.
Предлагаемый буй работает следующим образом.
После сброса с корабля глубоководный буй, имея отрицательную плавучесть за счет заглубляющего груза 3, производит погружение..На заданной глубине устройство 4 отделения груза отделяет груз 3. В момент отделения груза 3 происходит расчековка пружинных клапанов 15, при этом чека 16, связанная гибкой связью 17 с грузом
3, освобождает штоки 9 клапанов, которые перекрывают отверстия В в нижнем и верхнем, отсеках.1).
Давление воды, поступившеи в отсек зз
11, и давление газа в камере 12 в точности соответствуют гидростатическому давлению среды на глубине отделения груза, Шток 9 с уплотняющим элементом в исходном положении прижат к седлу отверстия А верхней емкости 5 и отверстия Б нижней емкости 6 пружиной 10.
Давление балласта в емкостях поддер45 живзется равным наружному при помощи упругих диафрагм 7.
После отделения груза 3 глубоководный буй имеет нейтральную плавучесть, т ° е. его плотность равна плотности среды на заданной глубине. Но поскольку в любом случае тарировка по плотности подбором груза 18 произведена грубо, вес буя не соответству- ет в точности его водоизмещению, и буй, обладая незначительной положительной либо отрицательной плавучестью, обретает способность либо к медленному всплытию либо к погружению.
При всплытии глубоководного буя избыточное давление воды в отсеках
11 и равное ему давление воздуха в газовой камере 12 прогибает мембрану
13, увеличивая занимаемый ими объем.
При этом отверстие Б в нижней емкости 6 остается закрытым, а отверстие
А в верхней емкости 5 вследствие перемещения штока 9 вниз открывается.
Легкий балласт под действием сил плавучести истекает через отверстие
А, в окружающую среду, замещаясь морской водой.
В результате потери легкого балласта и, следовательно, уменьшения общей плавучести глубоководного буя, происходит его стабилизация относительно некоторого нулевого уровня (глубины сброса груза) .
Если в момент отделения груза буй обладает некоторой отрицательной плавучестью, он продолжает погружение с малой вертикальной скоростью. При этом объем воздуха в газовой камере
l2 уменьшается, что ведет к прогибу мембраны 13 внутрь отсеков 11 и. перемещению штоков 9 таким образом, что отверстие Б оказывается открытым, а отверстие А остается закрытым. Истечение тяжелого балласта через отверстие Б из емкости 6 увеличивает плавучесть буя и ведет к
его стабилизации относительно заданного уровня.
Хаким образом, буй будет .постоянно удерживаться на заданной глубине, что повышает точность и надежность его работы.
Глубоководный буй, содержащий приборный контейнер, заглубляющий груз с устройством его отделения, балластные емкости с балластами разного удельного веса, имеющие клапаны, и механизм регулирования плавучести буя, о т л и ч à ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и точности удержания буя на заданной глубине погружения, механизм регулирования плавучести буя выполнен из автономных узлов, каждый из которых включает газовую камеру, отделенный от нее эластичной диафрагмой и сообщенный отверстием с окружающей средой отсек и полость, сообщенную с
994333 б которого зафиксирован чекой, связанной гибкой связью с заглубляющим грузом.
ВНИИПИ Заказ 726/10
Тираж 458 Подписное окружающей средой, отделенную От отсека мембраной и гидравлически связанную с одной избалластных емкостей посреДством отверстия с клапаном, шток которого прикреплен к мем- S бране, причем по оси отверстия,сообщающего отсек с окружающей средой, установлен пружинный клапан, шток
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США М 3864772, кл. 9-8, опублик. 1975 (прототип). филиал AllA "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Aðoåêòíàÿ,4