Устройство для устранения крена парусного судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

994334

)М. Кл.

В 63 В 39/06

} УДК629, 12. .14 (088. 8) (72) Авторы изобретеиия

В.А. Илиодоров и А. Н. Цимбалист (? l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ КРЕНА

ПАРУСНОГО СУДНА

Изобретение относится к парусным судам.

Известно устройство для стабилизации парусного судна по крену, со" держащее шарнирно соединенную с корпусом судна мачту с вантами и борто5 вые горизонтальные рули с органами ,управления (1 ).

Однако это устройство имеет в своем составе довольно сложное ручное рулевое управление.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства и обес-. печение надежной автоматической стабилизации судна по крену.

Цель достигается тем, что в устройстве, содержащем шарнирно соединенную с корпусом судна мачту с вантами и бортовые горизонтальные рули с органами управления,,поперек ро судна установлена балка, на концах которой смонтированы органы управления горизонтальными рулями, содержащие стойки, шарнирно соединенные нижними концами с горизонтальными рулями, клинья, установленные между роликами и верхними концами стоек и поджатые к ним пружинами, причем широкие концы клиньев соединены с вантами, переброшенными через установленные на концах балки блоки, и маятник, подвешенный на мачте и связанный пружинами с. острыми концами клиньев, На фиг. 1 показано парусное судно с предлагаемым устройством, вид сбоку; на фиг, 2 - устройство для устранения крена парусного судна.

Парусное судна 1 содержит мачту 2, имеющую возможность вращать ся в поперечной плоскости судна на оси 3, находящейся на балке 4, укрепленной на палубе судна. Ванты 5 переброшены через блоки 6, находящиеся на концах балки 4, и соединены с толстыми концами клиньев 7.

Острые концы клиньев 7 соединены с концами тяги 8 через пружины 9.

3 99"

Тяга 8 и рычаг f0 имеют ось 11 взаимного вращения. На конце рычага

10 имеется противовес 12. Рычаг 10 насажен на ось 3 вращения мачты относительно балки 4 так, что ось 11 расположена выше оси 3. Таким образом рычаг 10 может вращаться на оси 3. Подводные крылья 13 соединены с судном посредством подвижных 14 и неподвижных 15 стоек. Подвижные стойки 14.своими верхними концами поджаты при помощи пружины

16 к клиньям 7. Верхние концы пружины 16 зацеплены за оси роликов

17, находящихся на балке 4.,Нижние концы стоек 14 и 15 шарнирно соединены с подводными крыльями.

При движении судна возможны два режима автоматической работы устройства. При одном из них, когда в результате аэродинамического давления на парус отклоняется только мачта, а корпус судна не получает крена, происходит перераспределение усилий в вантах, В результате этого натяжение наветренной ванты повышается на некоторую величину, а натяжение подветренной ванты на эту же .величину снижается. Вследствие этого пружина

9 на наветренном борту растягивается, а на подветренном сжимается, вызывая перемещение клиньев 7 от борта судна с наветренной стороны к борту судна с подветренной стороны.

Вследствие этого подвижная стойка 14 с наветренной стороны судна поднимается, вызывая отрицательные угол ата;ки и подьемную силу наветренного крыла, а подвижная стойка 14 с подветренной стороны опускается, вызывая эффект противоположного знака на подветренном крыле. Поэтому возникает момент, возвращающий мачту к исходному вертикальному положению.

334

При втором возможном режиме, когда на крен мачты накладывается крен корпуса судна,, устройство работает следующим образом. При крене корпуса судна рычаг 10 за счет противовеса

12 стремится удержаться в вертикальном положении, в результате чего верхний конец рычага 10, а значит и тяга 8 получают за счет их шарнирноio ro соединения на оси 11 перемещение вдоль балки 4 в сторону, противоположную крену корпуса судна. ЭтО приводит к еще большему разбалансу усилий в вантах, а значит и кбольше15 му восстанавливающему моменту от работы крыльев.

Формула изобретения

Устройство для устранения крена парусного судна, содержащее шарнирно соединенную с корпусом судна мачту с вантами и бортовые горизонтальные рули с органами управления, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения автоматической стабилизации судна по крену, поперек судна установлена балка, на концах которой смонтированы органы управления горизонтальными рулями, содержащие стойки, шарнирно соединенные нижними концами с горизонтальными рулями, клинья, установленные между роликами и верхними концами стоек и поджатые к ним пружинами, причем широкие концы клиньев соединены с ван35 тами, переброшенными через установленные на концах балки блоки, и маятник, подвешенный на мачте и cBR занный пружинами с острыми концами клиньев, 40

Источники информации, принятые во внимание. при экспертизе

1. Сб. "Катера и яхты", N 9, 1967, с. 66-71 (прототип).

- - .994334

4М. . Составитель Н.Бочков

Редактор С.Титова Техред С.Мигунова Корректор М.шароши

° \

Заказ 726/10 Тираж 458 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

133035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4