Судно для движения против течения реки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

4 (ц>994339

ОП ИСАЙ ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Севетскик

Социалистических

Республик (6! ) Дополнительиоек авт. свид-ву(51}М. К.а. (22) Заявлено -15.07.80 (2l ) 2959669/27-11 с присоединением заявки М—

В 63 Н. 19/04

Гесудауствеавй квинтет

- CCCP

INIiAol39 изввретеиии и еткрытий (23) Прноритет— (53} УДК629.12;

:532 (088.8) Опубликовано 07.02".83. Бюллетень,йв 5

Дата опубликования описания 07.02.83

И. И. Пятницкий (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) СУДНО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ

Изобретение относится к судостроению.

Известно судно для движения против

"гечения реки, содержащее корпус, на . котором смонтирован лопастной двига - тель, вал которого кинематически связан с движителем (1 ), Однако это судно недостаточно эффек. тивно, так как не обеспечивает накоплеwe энергии для преодоления труднопроходимых учас"гков русла реки.

Цель изобретения — повышение эффективности судна.

Поставленная цель достигается тем, что судно для движения против течения реки, содержащее корпус, на котором смонтирован лопастный двигатель, вал которого кинематически связан с движителем, снабжено маховиком, связанным посредством зубчатой передачи с выходным валом лопастного двигателя . и с входньм.валом движителя, при этом корпус судна состоит из двух параллельных частей, связанных между собой,- а

2 между ними расположены лопастной двигатель и движитель.

На фиг. 1 изображено сУдно для движения против течения реки, внд в плане; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. l.

Судно для движения против -течения реки содержит корпус, состоящий из двух частей 1и2,,лопастной двигатель, сосгояший из гребного колеса 3, закрепленного на валу 4, который установ

10 лен в подшипниках, закрепленных на корпусе. Гребное колесо 3 опушено s воду лишь частично, например, до вала 4.

Вал 4 кинематияески cssaaa с движителем, который состояит из гребного винта 5, закрепленного на конце вала 6, фрикционного сцепления, представляющего собой две полумуфты 7 и 8, центробежного регулятора 8 вала 10. Судно снабжено маховиком ll, связанным

20 посредством зубчатой передачи с выходным валом 4 лопастного двигателя и с входи оМ 1.0 двтеля. Маховик

11 установлен на валу 12, который рращается а подшипниках, закрепленных::, на корпусе судна. Двигатель и движи: тель расположены между частями корпуса. На валу 4 гребного колеса 3 установлена цилиндрическая шестерня 13 большого диаметра, а на валу 12 маховика 11 -. цилиндрическая шестерня 14 малого диаметра, связанная с шестерней

13 через промежуточную шестерню 15.

На конце вала 10 движителя установлена коническая шестерня 16 малого диаметра, связанная с установленной на валу 12 конической шестерней 17 большого диаметра. На другом конце вала 10 на шлицах установлена, с возможностью перемещения вдоль вала, полумуфта 7 фрикционного сцепления. Другая полумуфта 8 фрикционного сцепления закреплена на конце вала 6. На валу 10 смонтирован центробежный регулятор 9, рычаг которого упирается в полумуфту 7 фрикционного сцепления. Валы 6 и 10 установлены в подшипниках, закрепленных в стойках 18 и 19. Эти стойки установлены на перекладине 20, закрепленной на перекладине 21, соединяющей части

1 и 2 корпуса. Судно снабжено якорем

22 и шестом 23, установленным с возможностью перемещения в трубе 24, которая закреплена на перекладине 25, соединяющей части 1 и 2 корпуса со стороны носа судна. Якорь 22 закреплен на конце каната 2 6, другой конец каната закреплен на перекладине 25. Судно имеет рули 27, закрепленные на валах

28, которые установлены в подшипниках, . закрепленных на корпусе судна. Ка концах валов 28 закреплены рукоятки управления 29, соединенные кольцевой цепью

30. Шестерни 13, 15, 14-, 17 и 16, 40 обеспечивают увеличение числа оборотов, маховика 11 по сравнению с числом оборотов гребного колеса 3 и увеличение числа оборотов гребного винта 5 по сравнению с числом оборотов маховика 11.

Валы 6 и 10 можно соединить шарниром

Гука и выполнить стойку 18 подъемной.

Судно работает следующим образом. .Косы частей 1 и 2 корпуса расположены навстречу течению, направление которого показано стрелкой Б (см. фиг. 2)

В исходном положении судно стоит на якоре 22 или на шесте 23, который упирается в грунт 31. Поток воды вращает гребное колесо 3. Через шестерни 13, 15, 14 вращение колеса 3 передается на маховик 11, который раскручивается и запасает кинетическую энергию. Врашенйе маховика 11 передается шестернями 17 и 16 на вал.10. При достижении заданного числа оворотов вала 10

Ф центробежный регулятор 9 включает фрикционное сцепление, и вращение передается на гребной винт 5, который пере.мещает судно против течения до тех пор, пока не израсходуется кинетическая энергия, запасенная маховиком 11.

Затем судно останавливают относительно грунта 31 с помощью якоря 22 или шеста 23, которые освобождают от сцепления с грунтом после начала движения судна против течения.

С остановкой судна начинается очередной цикл перемещения его против течения «цти под углом к течению, Если валы 6 и 10 соединены шарниром Гука, то после остановки судна гребной винт

5 поднимают на воздух и опускают его в воду лишь при достижении заданного числа оборотов маховика 11, после чего судно проходит против течения очередной участок пути. Ка некоторых участках реки возможно и непрерывное, беэ остановок, движение судна против течения, например тогда, когда корпус судна расположен в слое воды с малой скоростью течения, а лопасти гребного колеса 3 опускаются в слой воды с большой скоростью течения.

Изобретение позволяет обеспечить положительную обратную связь между маховиком ll и гребным колесом 3, что обеспечивает движение судна против течения реки, а также позволяет повысить эффективность судна при преодолении труднопроходимых участков русла реки.

Ф ормула изобретения

Судно для движения против течения реки, содержащее корпус, на котором смонтирован лопастной двигатель, вал которого кинематически связан с gamerтелем, отличающееся тем, что, с целью повышения его эффективности, оно снабжено маховиком, связанным посредством зубчатой передачи с выходным валом лопастного двигателя и с входным валом движителя, при этом корпус судна состоит из двух параллельных частей, связанных между собой, а между ними расположены лопастной двигатель и движитель.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

34 4585, кл. В 63 Н 19/04, 1925 (прототип) .

@94339

1. 1

Составитель Л. Мусилович

Редактор С. Титова Техред М,Костик Корректор И. Шулла Тираж 458 Поддисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауйская наб., д. 4/5, Заказ 727/11 Филиал ППП -"Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4