Способ открытой разработки рудных месторождений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ii>994728
Сотоз Советских
Социалистических
Республик
О1т ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 20.04.81 {21) 3278862/22-03 с присоединением заявки М (23) Приоритет (53)М. т(д.
Е 21 С 41/00
Гееудерстеееай кемнтет
СССР ав делам кзееретекке и еткрытий (53) ДК 622. 271 (088.8) Опубликовано 07,02. 83. Бтоллетеиь М 5
Дата опубликования описания l0.02.83 (72) Авторы изобретения (7l ) Заявитель
I (54) CflOCOE ОТКРЫТОЙ PASPASOTKI РУДНЫХ . — КЕСТО РОЖДЕНИЙ
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке рудных месторождений при переходе:на комбинированные схемы карьерного тран спорта. .Йзвестен способ открытой разра-ботки месторождений с использованием комбинированного транспорта, -при котором подготовка новых горизонтов осуществляется последовательной проходкой разрезных траншей от трассы подъемника, расположенного на нерабочем борту карьера, и последующим их разносом по всей протяженности карьерного поля т.1 3.
Недостатками данного способа разработки являются ухудшение режима горных работ и резкое увеличение объе мов вскрыши в период реконструкции карьера при переходе на комбиниро". ванные схемы транспорта, что снижает эффективность разработки месторождения. В этих случаях рабочий борт
2 карьер большой протяженности состоит е Рабочих площадок нормальной техно>гической ширины, что требу ет вь олнения значительных объемов.
:вскрышных работ ° особенно в первоначайный период реконструкции карье" ра, аиболее близким к предлагаемому является способ открытой разработки рных месторождений, включающий вскрытие месторождения крутой внутр ней капитальной траншеей по трасl
g подъемника, подготовку рабочих тупов двумя рабочими зонами; вспотательной и главной, соединенными ежду собой транспортной траншеей транспортными бермами, первую из
- ioToðûõ формируют по трассе подъем2Отика, а вторую развивают от места заложения подготавливающих выработок по рациональному направлению углуб: ки, обработку уступов и. транспорти ровку горной массы на поверхность (21.
994
Недостатками этого способа являются необходимость формирования 2-х рабочих бортов карьера в районе транспортной траншеи, состоящих из . рабочих площадок минимально допустимой ширины, продольная отработка этих уступов параллельна траншее, а также необходимость вскрытия основной рабочей зоны от транспортной траншеи автомобильными скользящими съездами;
Цель изобретения - повышение эффективности разработки месторождения путем снижения первоначальных объемов горноподготовительных работ в период реконструкции карьера и уменьшения расстояния транспортирования горной массы К перегрузочным пунктам в период эксплуатации.
Поставленная цель ростигается тем, что согласно способу сткрытой разработки рудных месторождений, включающему вскрытие место1ождения крутой внутренней капитальюй траншеей по трассе подъемника, подготовку рабочих уступов двумя рабе ими зонами, вспомогательной и главной, соединенными между собой транспортной траншеей и транспортными 1ермами, первую из которых формиру1т по трассе подъемника, а вторую Рввивают от места заложения подготавливающих выработок по рациональномунаправлению углубки, .отработку утупов и транспортировку горной масы на поверхность, отработку уступч вдоль транспортной траншеи осущесвляют короткими поперечными заходами длиной не менее ширины рабочей лощадки в направлении от главной абачей эоны к вспомогательной рабоч зоне, а вскрытие и подготовку чередных горизонтов.в главной эонеосуществляют наклонными съездами э транспортной траншеи в сторон.подготавливающей выработки, приче подготавливающие выработки в обеи зонах проходят в виде котлованов .На фиг. l изображен: совмеща<ый план горных работ в карьере; на фиг. 2 - разрез А-Б-В-Г на фиг. на момент окончания вскрытия очьдного горизонта.
На фигурах изображены котлова1 в главной рабочей зоне, вспомогапь ная рабочая эона 2. Главная и всь . могательная рабочие зоны соединеь
3 выше кот . т анспортной траншееи 3, вы рой расположены транспортные бер, 728 4
В пределах граничного контура карьера 5 горные работы развивают на добычных. уступах рабочими площадками
6 нормальной ширины (3 )., а на породных - рабочими площадками 7 минимально допУстимой шиРины (В,„1п). Площадки, расположенные выше концентрационного горизонта, связаны скользящими съездами 8 с перегрузочным пунк1» том 9, обслуживающим подъемник 10, например конвейерный. Вскрытие горизонта, расположенного ниже концентрационного, осуществляется наклонным съездом 11. При переносе перегрузоч1 ного пункта на очередной концентрационный горизонт (положение 2) горные работы достигают положения, обозначенного пунктирными линиями.
Способ осуществляют следующим о образом.
На первом этапе, включающем строительство - эксплуатацию карьера, месторождение вскрывают в главной рабочей зоне скользящими автосъеэда ми, переходящими по мере опускания горных работ и достижения предельных границ карьера в постоянные. Место
1 заложения подготавливающего нижележащий горизонт котлована 1 определяют по минимуму текущего коэффициента вскрыши, что обеспечивает рациональное направление углубки карьера и наилучший режим разработки месторождения. С понижением горных работ снижается экономическая эффективность разработки, в частности за счет увеличения затрат на транспортирование, Поэтому на втором этапе разработки месторождения предусмат40 ривают замену существующей технологии на более прогрессивную цикличнопоточную, т.е. реконструкцию карьера.
Технико-зкономическим расчетом определяют время начала строительства подъемника., например конвейерного, 45 во вспомогательной зоне 2 вдоль борта карьера. Таким образом, транспорт на карьере становится комбинированным. Для обеспечения минимальных затрат .на транспортирование вспомогательную зону соединяют с главной зоной транспортной траншеи 3, пройденной по горизонту строительства перегрузочного пункта, ширину которой (Вт) определяют условиями двиз жения автомобильного трансгорта. Однако в период реконструкции, т.е. строительства подъемника и транспортной траншеи, увеличиваются объемы
5 - ==- 994 горноподготовительных работ, что отрицатально сказывается на эффективности разработки месторождения, Для уменьшения возрастающих объемов горноподготовительных работ при строи- 5 тельстве транспортной, траншеи на расположенных выше нее уступах формируют вместо рабочих площадок нормальной ширины узкие транспортные бермы 4, и вскрытие новых горизонтов в главной рабочей зоне осуществляют котлованами 1.
Отработку уступов в главной рабо" чей зоне развивают от котлована к граничному контуру карьера 5 в пер" вую очередь в западном и восточном направлениях, а затем в северном и поперечными заходками длиной, не:ме" нее ширины рабочей площадки, в южном направлении вдоль транспортной тран- 20 шеи.
Горную массу с горизонтов, расположенных на уровне и .ниже перегрузочного пункта перевозят по транспортной траншее 3,, à Ñ вышераспо- 25 ложенных уступов - по -транспортным бермам 4 и скользящим съездам 8 к перегрузочному пункту 9 и далее по подъемнику 10, например конвейерно му. 30
Вследствие уменьшения ширины рабочих площадок на бортах карьера над транспортной траншеей до размеров транспортных:берм происходит резкое уменьшение объемов горноподготовительных работ в период реконструкции карьера, связанной -с переходом на комбинированный транспорт и строительством перегрузочного пункта.-При
-дальнейшей углубке карьера выемку— этих объемов осуществляют короткими поперечными эаходками вдоль транспорт" ной траншеи, Соедииейие основной- рабочей зоны с перегрузочным пунктом по наикратчайшему пути позволяет уменьшить-расстояния откатки автомобильным транспортом. Все это обеспе-. чивает уменьшение дополнительных капитальных затрат на реконструкцию карьера и снижение эксплуатационных
728 б расходов в очередной этап разработки. формула изобретения
Способ открытой разработки руд" ных месторождений, включающий вскры" тие месторождения крутой внутренней капитальной траншеей по трассе подъемника, подготовку рабочих уступов двумя рабочими зонами, вспомогатель" ной и главной, соединенными между собой транспортной траншеей и транспортными бермами, первую из .которых. формируют по трассе подъемника, а вторую развивают от.места заложения подготавливающих выработок по рациональному направлению. углубки, отработку уступов и транспортировку горной массы-на поверхность, о т л и " ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности способа ny" тем снижения первоначальных объемов горноподготовительных работ в период реконструкции карьера и уменьшения расстояния транспортирования горной массы к перефуэочным пунктам, от" работку уступов вдоль транспортной траншеи осуществляют короткими по" перечными заходками длиной не менее ширины рабочей площадки в направлении от главной рабочей зоны к вспомогательной рабочеи зоне, а вскры" тие и подготовку очередных горизон" тов в главной зоне осуществляют на клонными съездами из транспортной траншеи в сторону падготавливающей выработки, причем подготавливаинцие выработки в обеих зонах проходят в виде котлованов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. !. Новожилов И.Г. и др. Технология открытой разработки месторожде- ний полезных ископаемых. И., "Недра", 1971, ч. 2, с. 337-339, рис,. 215.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке И 2953804, кл. Б 21 С 41/00, 1980.
994728-
Составитель В. Черкащенинов
РЯактЯ Е. Лазаренко ТехреВ М. Надь «Корректор-А. Дзятко
Закаэ 597/1Г . Тйраж о01 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретейий и открытий
1>3035 Иосква N.-35 Рауаская наб., д. 4/5 мал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная,- 4