Способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

=-; — -rОПИСАНИЕ

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

< 994732

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ- СВИЯЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22)Заявлено 17.01т,81(21) 3303978/22-03 с присоединениеат заявки Ж (Я jM. Кл .

Е 21 С тт1/00

Гнсуйэрстинный камнтэт (23)ПриоритетОпубликовано 07.02.83. Бюллетень М 5

Дата опубликования описания 09.02.83 (>3) ЙК622.271

{o88. 8) де делам наебретений н ютнрытнй

Н.П. Колесников, С,Б. Липский, В;И. Новог

Ю. В. Костылев, Й.Г. Татюшев, В. Г. Киселев и И.А. Кулинич (72) Авторы изобретения

Научно-исследовательский и проектно-конс институт по добыче полезных ископаемых от способом Министерства угольной промышленн (7I) Заявитель (S4) СПОСОБ ОтМБОтКИ ВСКРЫВНЫХ УстУПОВ

В ОБВОДНЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Изобретение относится к открытым горным разработкам и может быть использовано при добыче полезных .ископаемых в карьерах, Известен способ отработки вскрыш- . .5 ных и добычных уступов, при котором производят подготовку насыпного полотна для сооружения железнодорожного пути, устройство водоотводных ка- нав и планировку путевых трасс В Х

К недостаткам такого способа относятся значительные объеию планировочных работ при подготовке земля-. ного полотна и работ по его уплотнению, снижение безопасности ведения горных работ из-за уменьшения устойчивости откоса уступа.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае- щ мым результатам является способ отработки вскрышных уступов B обвод-, ненных условиях, включающий выемку уступов эаходками, формирование по2 лотна для сооружения желеэнодорожного пути и устройство водоотводных ка" нав L2).

Недостатками известного способа являются оседание насыпи и резкое снижение устойчивости пород основной. площадки эемполотна забойных железно-. дорожных путек при обильном выпадании атмосферных осадков, значительные тру" довые и материальные затраты на содержание железнодорожных путей в процессе эксплуатации.

Целью изобретения является. повыше" ние интенсивности отработки вскрышных уступов, улучшение условий труда и увеличение эксплуатационной надежности забойного железнодорожного пути.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу отработки вскрышных уступов в обводненных условиях, включающему выемку уступов заходками, формирование полотна для сооружения железнодорожного пути и устройство

3 99473 водоотводных канав, полотно формиру" ют по целиковым породам рабочей площадки уступа при прямом ходе экскаватора выше проектной отметки на высоту полотна и одновременно устраивают во" доотводные канавы на поверхности откоса и рабочей площадки уступа, а при обратном ходе экскаватора вдоль уступа на его рабочей площадке со стороны выработанного пространства прохо- $0 дят траншеи, в .которых отсыпают поперечные перемычки .

На фиг. 1 изображена схема отработки вскрышного уступа при прямом ходе экскаватора, разрез А-А; 15 фиг. 2 - то же, вид в плане; н фиг.3схема отработки. вскрышного уступа при обратном ходе экскаватора, разрез

Б-Б; на фиг. 4 - то же, вид в плане.

Предлагаемый способ отработки щ вскрышных уступов в обводненных условиях осуществляется в следующей последовательности.

Отработку каждой заходки ведут в два прохода экскаватора. 25

При прямом ходе экскаватора, на" пример ЭКГ-8 и, отработку вскрышного уступа 1 производят заходками вдоль фронта работ выше проектной отметки (согласно технологическим схемам ) на величину высоты земляного полотна до

1,5 м, сооружаемого известным способом. Погрузка породы осуществляется в железнодорожные транспортные сосу. ды 2. По мере подвигания забоя 3 при

;г выемке целика породы по длине заходки на поверхности вновь образованного откоса 4 вскрышного уступа 1 и рабочей площадки 5 с интервалом, равным не более 15-кратной высоте уступа, ковшом экскаватора готовят водоотводные канавы 6. На рабочей площадке 5 такие канавы готовят на участке длиной не более половины..ширины заходки.

В местах пересечения водоотводных канав 6 с вновь сооружаемым железнодорожным путем 7 укладывают дренажные устройства 8 (металлические трубы, лотки и т.п. ),. которые переносятся вместе с перемещением железнодорожного пути 7. Железнодорожный путь укладывают на целиковую породную приз му 9, а у нижней бровки 10 вскрышного уступа 1 проводят водоотводную канавку 11. При необходимости цели" ковая породная призма 9 может быть: защищена водозащитными покрытиями (связующими, полиэтиленовой пленкой, 2 4 пластиком и т.д.). Затем производят балластировку, подбивку, выправку пути, При обратном ходе экскаватор ° устанавливают на проектную отметку и производят выемку породы в траншее 12. Породу грузят в железнодорожные транспортные сосуды 2, расположенные на .старой трассе или на новой трассе у поверхности вновь образованного откоса 4 уступа. По мере подвигания экскаватора с интервалом, равным не более .15"кратной высоте уступа, экскаватор отсыпает поперечные по. родные перемычки 13, образуя при этом замкнутые траншеи. Каждая такая траншея соединяется с водоотводными канавками 6 в средней части. Вода, поступающая в замкнутые траншеи по водоотводным канавам, удаляется из замкнутых траншей с помощью насосов или перепуска ее на нижележащие горизонты.

Использование предлагаемого способа отработки вскрышных у с ту по в в обводненных условиях позволяет повысить эксплуатационную надежность забойного железнодорожного пути за счет обеспечения устойчивости основания, на котором сооружается путь, сократить сходы локомотивосоставов, что резко сократит трудовые и материальные затраты на аварийно-восстановительных работах, а также ускорить подготовку трассы на уступе и сооружение железнодорожного пути, а также отработку новой заходки.

Формула и зобретения

Способ отработки вскрышных уступов в обводненных условиях, включающий выемку уступов заходками, формирование полотна для сооружения железно" дорожного пути и устройство водоотводных канав, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсив" ности отработки вскрышных уступов, улучшения условий труда и увеличения эксплуатационной надежности забойного железнодорожного пути, полотно формируют по целиковым породам рабочей площадки уступа при прямом ходе экскаватора выше проектной отметки на высоту полотна и одновременно устраивают водоотводные канавы на поверхности откоса и рабочей площадки устуИсточники информации, принятые во внимание -при экспертизе

5 994732 6 па, а при обратном ходе экскаватора 1. Мельников Н.В. и др, Теория и вдоль уступа .на его рабочей площадке практика открытых разработок, И., со стороны выработанного пространст- "Недра", 1979; с. 462-463.

sa проходят траншеи, в которых отсыпа- 2, Парунакян В.Э. и Матанцев В.И. ат поперечные перемычки. S Комплексная механизация путевых работ на карьерном железнодорожном транспорте. М., "Недра", 1970, с. 213-219 °